Рассрочку ставят на платформу

ЦФТ тестирует финансовую площадку для ритейлеров

Центр финансовых технологий (ЦФТ) создал площадку по оплате товаров и услуг долями. Пока проект PayStep работает в тестовом режиме, первым партнером стал «МегаФон». Особенность PayStep в том, что для оценки своих клиентов площадка не использует ни паспорт, ни кредитную историю. Скоринг производится по номеру телефона с использованием больших данных. Эксперты с сомнениями отнеслись к идее, подчеркивая отсутствие у нового игрока опыта оценки кредитных рисков.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Источники “Ъ” на финансовом рынке рассказали, что ЦФТ создал сервис по оплате товаров и услуг долями (BNPL) — PayStep. Первым партнером PayStep стал «МегаФон». ЦФТ — группа компаний, работающих в области информационных технологий, в которую входит платежная система «Золотая корона».

Член совета директоров ЦФТ Николай Смирнов пояснил, что PayStep — технологическая платформа, которая позволяет ритейлерам предложить сервис по оплате покупок частями «без необходимости сложных интеграций и подключения множества кредиторов».

Площадка, по его словам, будет предоставлять сервис как онлайн, так и офлайн. Платформа рассчитана на ритейлеров, у которых нет возможности разработать такой сервис самостоятельно, и в перспективе сторонних кредиторов, добавил господин Смирнов. Зарабатывать она будет на комиссии с ритейлеров, индикативная ставка — 10% для офлайна и 5% для онлайна. Средний чек — 30 тыс. руб. Срок рассрочки — шесть недель, первый взнос — 25%.

В «МегаФоне» подтвердили начало сотрудничества с PayStep. Сервис был запущен в розничных магазинах «МегаФона» несколько дней назад, но «уже виден интерес со стороны клиентов», отметил гендиректор «МегаФон Ритейл» Владимир Скурихин. Услуга работает в тестовом режиме в Москве и Московской области, а также еще в восьми городах. Если пилотный проект покажет хорошие результаты, он будет запущен на все регионы. «Оплата по частям — удобная услуга. В отличие от рассрочек и кредитов, для оформления нужен минимум информации: телефон, ФИО, дата рождения и фото. Оформление занимает около двух минут, сервис предоставляется гражданам РФ и стран СНГ»,— поясняет топ-менеджер.

Сейчас, по данным McKinsey & Company, на BNPL приходится 2% рынка мирового потребительского кредитования. В компании полагают, что у сегмента хорошие перспективы роста. В России услугу BNPL предоставляют, например, «Тинькофф», «Яндекс», Ozon, карты рассрочки выпускают ХКФ-банк и Совкомбанк. Но во всех этих случаях в группах есть банки, а значит, в соответствии с требованиями ЦБ, рассрочка должна оформляться как потребительский заем.

У PayStep в группе нет профессиональных кредиторов, что существенно упрощает процесс.

«У нас нет требования по идентификации клиента, обязанности запрашивать и передавать данные в бюро кредитных историй, необходимости оформлять договор потребительского кредита или займа,— поясняет Николай Смирнов.— Для оценки нужен лишь телефон, мы оцениваем клиента на основании поведенческих характеристик, в том числе с использованием больших данных, предоставляемых партнерами с согласия клиента». Согласно планам ЦФТ, объем выдачи рассрочек через PayStep в 2022 году составит 15 млрд руб.

Предполагаемый уровень дефолтов по портфелю рассрочек в ЦФТ не раскрыли. По оценкам НАПКА, в этом сегменте просрочка может быть сопоставима с той, что наблюдается по картам рассрочки, то есть на уровне 15%. ЦФТ в первую очередь известна как крупный разработчик банковского ПО, у нее установлены взаимоотношения со многими банками, отмечает управляющий директор НКР Станислав Волков: «Однако это не гарантирует, что ЦФТ будет восприниматься как база для маркетплейса. Ключевой вопрос — наличие соответствующих компетенций. Но у ЦФТ нет большого опыта в оценке кредитных рисков». Кроме того, подчеркивает гендиректор «Юником24» Дмитрий Африканов, PayStep предоставляет монопродукт, а большинство успешных маркетплейсов идут по пути широкого ассортимента услуг.

Полина Трифонова, Ксения Дементьева

Вся лента