Фильмы ужасов возвращают интерес

Какие картины представили на «Хоррор Фесте»

Воспитание вампира, парламент из зомби и убийства туристов. Новинки фильмов ужасов показали на фестивале «Хоррор Фест». В программе заявлены редкие картины из Канн и Венеции. Фестиваль начался 9 декабря и продлится до 12 декабря включительно. Кроме Москвы фильмы показывают еще в четырех городах (Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске). В программу вошли девять картин. В том числе фильм «Оленьи рога», спродюсированный Гильермо дель Торо. Что еще смотреть на фестивале? И как в последнее время менялся интерес к хоррорам? Об этом — Александр Рассохин.

Фото: Парадиз

В последнее время прокат не радовал любителей хорроров громкими премьерами, но к концу недели их состоится целых девять. Все — в рамках дебютного фестиваля фильмов ужасов.

Причем некоторые из них могут так и не выйти в российский прокат, говорит программный директор «Хоррор Феста» Егор Москвитин: «В последнее время триллеры вдруг превратились в какой-то очень важный способ коммуникации между людьми. Поэтому у нас в программе есть картины про все на свете. Например, если вас волнует тема тюрьмы, то вы можете сходить на фильм "Ариаферма", — итальянскую драму, в которой в замкнутом пространстве тюрьмы происходит психологическое, а не физическое противостояние между группой заключенных и тюремщиков.

Это картина, в которой играет весь свет итальянского кино, например, Тони Сервилло, часто снимающийся у Паоло Соррентино. Это триллер, но невероятно страшный.

Пандемия находит отражение в сюжетах всех фильмов. Например, когда мы смотрим "Проклятие монахини", в котором два экзорциста прибывают женский монастырь, мы понимаем, что это кино про вирусное распространение паники в замкнутом пространстве. Когда мы смотрим фильм "Сожженный заживо", в котором события происходят в больнице, мы понимаем — это страх современного человека перед госпитализацией, перед своей беспомощностью».

Открыл фестиваль испанско-французский триллер «Бабушка», который, как ожидается, выйдет в российский прокат только в марте 2022 года. По сюжету, начинающая фотомодель Сюзанна вынуждена вернуться из Парижа в Мадрид. Там ей предстоит ухаживать за бабушкой. Жизнь с ней откроет героине страшные тайны об их семье.

В программе нашлось место и скандинавской картине «Паранормальные» о детях, наделенных темными силами. В Каннах, где этот фильм показали впервые, его оценили высоко.

На «Хоррор Фесте» покажут и «Оленьи рога», спродюсированный Гильермо дель Торо. Фильм рассказывает о подростке, который связан с загадочным монстром.

12 декабря на фестивале покажут американскую психологическую драму «Мое сердце не будет биться, пока ты не прикажешь». В центре истории — семья, которая пытается прокормить младшего брата вампира.

На агрегаторе Rotten Tomatoes у фильма 98% положительных рецензий от критиков. Все из-за пронзительной драматургии и эффектных съемок, делится впечатлениями автор Film.ru Владислав Шуравин: «Из всей программы это, наверное, самая удачная картина. Более того, она первую половину года в рейтинге Rotten Tomatoes была на первых строчках, при том, что в России фильм остался совершенно незамеченным.

С одной стороны, это классический хоррор о вампиризме: в нем есть убийства, много жуткого. С другой стороны, "Мое сердце не будет биться, пока ты не прикажешь" — это фестивальная сандэнсовская драма, американская иллюзия — нежная, очень неспешная, красивая.

В саундтреке играет милый соул, собственно, и фильм-то называется в честь классической соул-песни. Картина — семейная, о том, на что человек может быть готов ради своих родных.

Вампиризм в фильме становится метафорой тяжелой болезни: мальчик очень страдает от своей жажды крови. "Паранормальное" — тоже живописное кино, и его интересно посмотреть на большом экране».

Последние годы оказались крайне удачным временем для хорроров. К примеру, весной 2020 года, после того, как началась пандемия, на стримингах чаще всего смотрели хоррор «Заражение» о смертельно опасной болезни, снятый в 2011-м. А ученые из Чикагского университета позже объяснили, что поклонники фильмов ужасов лучше переносят стресс и тревогу связанные с коронавирусом.

Возросшая популярность жанра объясняется и возрастом целевой аудитории, говорит гендиректор российского офиса Comscore Роман Исаев: «Очень хороший пример — "Тихое место". Вторая часть картины собрала больше $0,5 млрд. Это, конечно, потрясающий результат, который показывает, что аудитории такое кино по-прежнему нужно. Надо понимать, что зрители хорроров — это, прежде всего, молодежь.

Взрослая аудитория фильмов ужасов, традиционно, не особо смотрит, а молодежь все-таки не настолько сильно подвержена общему психологическому негативу. Поэтому хорошие триллеры как собирали кассу, так и будут собирать».

По итогам «Хоррор Феста» жюри определит лучший фильм фестиваля, отдельный приз присудят картине, которая больше всего понравится зрителям. А перед закрытием состоится презентация предстоящего сериала Данилы Козловского «Карамора» об альтернативной России начала ХХ века, в которой бесчинствует тайный орден вампиров. Среди прочих вызов ему бросает Владимир Маяковский.

Елизавета Скобцова

Вся лента