Мусор соберут в нейронную сеть

Экспертное мнение

Группа компаний «Урбантех» ведет переговоры с властями Ленобласти о возможном внедрении системы цифрового контроля за вывозом строительного мусора на базе искусственного интеллекта. Когда аналогичная программа борьбы запустится в Ленобласти, которая тоже задыхается от большого количества нелегальных сбросов строительного мусора, и как еще искусственный интеллект может улучшить жизнь петербуржцев, нашему корреспонденту Татьяне Бурдицкой рассказал коммерческий директор группы компаний «Урбантех» Даниил Хазов.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Business guide: Почему вы взялись разрабатывать решение проблемы несанкционированных свалок?

ДАНИИЛ ХАЗОВ: Ежегодно в Москве и Московской области образуется около 50 млн тонн строительных отходов, что в шесть раз превышает годовой объем ТКО в Московском регионе. По оценке главы Минэкологии МО, оборот строительных отходов был непрозрачным и очень слабо контролируемым, что приводило к многочисленным нарушениям при транспортировке и размещении. С 1 марта 2021 года в Московской области началась реформа обращения со строительными отходами. Ведомство запустило информационную систему «Электронный талон ОССиГ, РГИС Московской области», в которой регистрируются мусоровозы. ОССиГ теперь транспортируют только при наличии электронного талона. Каждый автомобиль оборудован системой глобальной спутниковой навигации, позволяющей позиционировать его в реальном времени и контролировать маршрут от строительной площадки до полигона.

Наша компания уже несколько лет работает в Московской области и обслуживает более двух тысяч комплексов фотовидеофиксации в регионе для повышения безопасности дорожного движения. Поэтому на основе существующего решения мы разработали систему цифрового контроля. Обученная нейросеть отслеживает перемещение транспортных средств, возящих строительный мусор, а также анализирует, добросовестно ли работают перевозчики, не выгружают ли они отходы в непригодных для этого местах. Это решение не требует колоссальных затрат на разработку, но имеет широкие перспективы применения не только в Московской области, но и в других регионах.

BG: Будет ли проект масштабироваться в Петербург?

Д. Х.: Санкт-Петербург и Ленинградская область — одни из приоритетных регионов для нашей компании. Мы изучаем ситуацию в российских мегаполисах, которые сталкиваются с идентичными проблемами по вывозу и утилизации строительных отходов, растущим количеством несанкционированных полигонов. Например, ежегодно Ленинградская область принимает из Петербурга до 7 млн тонн промышленных отходов, из них доля коммунальных составляет всего 35%. Сейчас мы прорабатываем создание системы цифрового контроля вместе с коллегами из Ленобласти. Мы готовы взаимодействовать с заказчиками, используя действующую инфраструктуру, с которой могут быть интегрированы наши решения на базе искусственного интеллекта.

BG: Что делает система, которую вы разработали для слежения за мусоровозами?

Д. Х.: Наши комплексы фотовидеофиксации позволяют детектировать и распознавать государственный регистрационный знак транспортного средства. Нейронная сеть анализирует изображение и определяет, является ли транспортное средство мусоровозом и есть ли в нем мусор на текущий момент. Искусственный интеллект может отследить, заезжало ли транспортное средство на полигон. И если на отдельном участке пути система выявляет, что грузовик, перевозящий отходы, не заезжал на полигон и продолжает путь без строительных отходов в кузове, инспекторы Минэкологии Московской области получают уведомление для дальнейшего анализа ситуации.

BG: Есть успешные результаты работы новой системы?

Д. Х.: Да, проект, хотя и запущен недавно, зарекомендовал себя как успешный. Удалось сократить количество нелегальных свалок на территории Московской области на 60%, и более чем на 50% снизилось количество жалоб жителей региона по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

BG: Были уже переговоры с властями региона?

Д. Х.: Предварительные переговоры уже были, но пока власти региона формируют комплекс нормативно-правовых актов, требования к будущей системе управления вывозом и утилизацией ОССиГ. Существует определенная разница в оборудовании, которое используется в Московской и Ленинградской областях. Но наше решение можно легко интегрировать с любыми информационными системами, поэтому вопрос только в дополнительной кастомизации и доработках в соответствии с техническими требованиями заказчика.

BG: Существуют ли еще какие-то проекты, которые вы реализуете в Петербурге?

Д. Х.: В прошлом году мы создали в Санкт-Петербурге пилотную зону V2X и протестировали семь сценариев взаимодействия автомобилистов, пешеходов и объектов дорожной инфраструктуры в условиях мегаполиса. При масштабировании V2X в городе станет возможным полноценное тестирование и запуск беспилотного транспорта. Также мы активно прорабатываем с властями Санкт-Петербурга проект по созданию цифрового двойника дорожно-транспортной инфраструктуры по аналогии с проектом, который сейчас реализует ЦОДД Москвы.

Для этой задачи готовы использовать мобильные лаборатории «Автодискавери», разработанные нашим партнером — компанией «Цифровые дороги». Каждая лаборатория ежедневно оцифровывает более 150 км дорог, распознает до 28 классов объектов улично-дорожной сети с точностью геопозиционирования до 10 см. Данные доступны в онлайн-режиме и могут использоваться для регулярного контроля объектов инфраструктуры, их состояния и расположения в соответствии с ГОСТами, КСОДД и проектами организации дорожного движения.

Кроме того, мы сотрудничаем с городскими властями по проекту приоритезации общественного транспорта, чтобы сделать его более доступным для пассажиров и привлекательным для автомобилистов. Аналогичную задачу мы уже реализовали в рамках программы губернатора Московской области «Долой глупые пробки». В четырех подмосковных городах мы настроили работу светофоров таким образом, чтобы сократить время, которое автомобилисты ежедневно тратят на поездки по городу. В результате среднее время в пути в утренний и вечерний час-пик сократилось на 20%. Проект по приоритезации общественного транспорта в Петербурге также связан с автоматическим управлением светофорной инфраструктурой, которая позволяет при приближении общественного транспорта переключать сигнал на зеленый свет и отдавать ему приоритет в потоке. Таким образом общественный транспорт станет более удобным для пассажиров, а с переходом на электробусы улучшится и экологическая ситуация в Санкт-Петербурге.

BG: Как работает зона V2X?

Д. Х.: Мы устанавливаем бортовые устройства на транспортные средства и соединяем базовые станции с объектами дорожной инфраструктуры. Данные устройства обмениваются информацией между собой и воссоздают точную картину того, что происходит на дороге. Эти данные используются для информирования водителей о дорожной обстановке. Например, водитель получит информацию о том, когда включится зеленый сигнал светофора, если случилась авария на перекрестке или полосе, водитель узнает об этом и сможет снизить скорость, чтобы избежать аварии, выбрать пути объезда и не увеличивать заторы. Или, например, предупредит о пешеходе на переходе. Комиссия комитета по транспорту Санкт-Петербурга оценила эффективность технологии, и надеемся, что в скором будущем зона V2X будет масштабирована на другие участки дорожной сети.

Все решения группы компаний «Урбантех» сфокусированы на четырех основных направлениях: транспортное планирование и моделирование, управление дорожным трафиком, модернизация общественного транспорта и повышение безопасности дорожного движения. Мы развиваем собственные решения и технологическую экспертизу, чтобы масштабировать опыт, полученный в Московской области, в других регионах.

Вся лента