«Свободный сокол» попал в силки

Корпоративный конфликт в Липецкой трубной компании мешает производству

В конце октября сотрудники ЛТК «Свободный сокол» могли наблюдать за странными событиями в здании заводоуправления. Тогда, по словам очевидцев, на территорию предприятия ворвались вооруженные люди в масках, сбив шлагбаум и оттеснив охрану. В кабинетах отключили компьютеры, работникам рекомендовали оставаться на местах, не пользоваться телефонами. С площадки завода был затруднен выход. Так в компании описали продолжение корпоративного конфликта, в который уже втянуты правоохранительные, налоговые и судебные органы.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Вызванная полиция в конфликт тогда вмешиваться не стала, поскольку учредители компании Игорь и Надежда Ефремовы (доля в уставном капитале 40%) показали распечатку страницы из Единого государственного реестра юридических лиц. Согласно выписки от 27 октября 2021 года, выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Липецкой области, полномочия генерального директора Антона Бабуцидзе оказались прекращены. Эти полномочия были возложены на Сергея Долматова. На следующее утро сотрудники правового отдела обнаружили, что замок на входной двери в помещение взломан, сейф с учредительными документами ООО «ЛТК «Свободный сокол» и оригиналами документов на компанию «Фэдокс Трейдинг Лимитед» (доля 60%) пропал.

«Кульминация напряженности»

Только 29 октября 2021 года сотрудников компании ознакомили с приказом двухдневной давности №25-к, в котором указано, что на основании решения общего собрания участников ООО «Липецкая трубная компания «Свободный сокол» (протокол от 8 октября 2021 года № 41) господин Долматов вступает в должность гендиректора. Антон Бабуцидзе выступает на предприятии в нескольких статусах, так как представляет по доверенности интересы мажоритарного собственника – компании «Фэдокс Трейдинг Лимитед». Он утверждает, что протокол общего собрания участников ООО «ЛТК «Свободный сокол», в соответствии с которым были внесены изменения в ЕГРЮЛ, господа Ефремовы ему не показывали. Но, как подчеркнул экс-гендиректор, его сторона даже не рассматривала «возможность силового противостояния», так как «привыкли действовать только в рамках закона».

Господин Бабуцидзе считает, что неожиданное появление на предприятии лиц, называющих себя новым руководством, «стало кульминацией напряженности» в отношениях между участниками ООО, которая возникла в феврале 2021 года. Тогда очередной срок полномочий гендиректора, избираемого согласно уставу общества на один год, у Игоря Ефремова подходил к концу. 19 февраля состоялось общее собрание участников, на котором было зафиксировано, что с 1 марта на пост гендиректора избран Антон Бабуцидзе. Решение, согласно протоколу, было принято единогласно. Этим же протоколом зафиксировано, что Игорь Ефремов назначается на почетную должность президента компании (с правом участия в управлении, о чем в устав были внесены соответствующие изменения).

Однако 23 июля по инициативе господина Бабуцидзе было созвано внеочередное общее собрание. На нем обсуждалось прекращение полномочий генерального директора по состоянию здоровья и избрание на эту должность Виктора Лебедева, работавшего до этого заместителем гендиректора по безопасности. Протокол этого собрания участников компании, как и все предыдущие, нотариально заверен. Документом зафиксировано, что Игорь Ефремов был против избрания Виктора Лебедева, но поскольку решение принимается большинством голосов, а 60% их у «Фэдокс Трейдинг Лимитед», оно было принято. Тогда господин Ефремов попытался обжаловать его в суде, утверждая, что доверенность основного собственника на имя Антона Бабуцидце нелегитимна, следовательно, и решение собрания не имеет юридической силы.

Аналогичная информация, как вспоминает доверенное лицо компании «Фэдокс», вскоре была распространена среди нотариусов Липецка, контрагентов предприятия и даже в ряде СМИ. Но нотариусы сделали запрос на Кипр руководству «Федокса» и получили подтверждение полномочий Антона Бабуцидзе по представлению интересов компании в ЛТК. Позже аналогичный ответ поступил и в суд. Он, в результате, подтвердил и легитимность собрания от 23 июля, и составленного на нем протокола. А 13 октября Игорь Ефремов заявил суду об отказе от исковых требовании, прекращении производства по делу, а также об отмене принятых обеспечительных мер. «Как показали дальнейшие события, Игорь Викторович к этому времени, вероятно, уже разработал новый план действий, который иначе, чем фактом отчаяния я бы не назвал»,- говорит Антон Бабуцидзе.

18 октября ЛТК было выдано судебное решение о прекращении дела и отмене обеспечительных мер, которое позволило начать подготовку документов для регистрации в ЕГРЮЛ в качестве гендиректора Виктора Лебедева.

«Не представляется возможным»

«Документы в Межрайонную ИФНС России №6 нами были сданы 21 октября, к ним приложили судебное решение о снятии обеспечительных мер. Нам выдали расписку, что выдача документов назначена на 29 октября. А 27 октября, к нашему огромному удивлению, в ЕГРЮЛ появилась запись о том, что генеральный директор ЛТК – Сергей Долматов. Из открытых источников мы узнали, что 20 октября в туже инспекцию ФНС поступило аналогичное нашему заявление о том, что полномочия гендиректора Бабуцидзе прекращены и возложены на Долматова. Одновременное наличие в ИФНС двух заявлений об изменении сведений о руководителе ООО разного содержания должно было бы вызвать у налогового органа сомнения в достоверности одного из них и привести к тщательной проверке предоставленных документов. Но почему-то не вызвало. Свое недоумение по этому поводу мы изложили в жалобе в УФНС по Липецкой области», - рассказывают юристы, защищающие интересы господина Бабуцидзе.

На запрос о предоставлении копии протокола общего собрания, послужившего основанием для смены записи в ЕГРЮЛ, ИФНС №6 выдала справку «об отсутствии запрашиваемой информации». В ней сообщается: «Не представляется возможным направить копию протокола собрания №41 от 8 октября 2021 года в отношении ООО «ЛТК «Свободный сокол», так как регистрационное дело вышеуказанного юридического лица не содержит данного протокола».

По словам Антона Бабуцидзе, копию протокола этого собрания ему все же удалось добыть. Исходя из его содержания, 8 октября состоялось общее собрание в странном составе участников ООО: Игоря (39%) и Надежды Ефремовых (1%), а от лица «Фэдокс» якобы присутствовала местный адвокат Екатерина Малахова. Она до этого представляла интересы господина Ефремова на собраниях или в судах. В протоколе указаны реквизиты доверенности на нее, которая будто бы выдана кипрской компанией и удостоверена нотариусом Кириакосом Папагианнисом и апостилирована в министерстве юстиции Кипра.

Впрочем, директор «Фэдокс» Вайда Нармонтайте письменно уведомила все стороны, что никаких доверенностей на имя Екатерины Малаховой не выдавала, а интересы компании в ЛТК представляют господа Бабуцидзе и Константин Малахов, действующий на основании доверенности от 7 февраля 2021 года. Также она сообщила, что не пользуется услугами нотариуса Папагианниса. В результате Антон Бабуцидзе обратился в следственные органы, чтобы они разобрались с действиями кипрского нотариуса. От него пришел письменный ответ: «Директор «Фэдокс Трейдинг Лимитед» Вайда Нармонтайте не обращалась ко мне 29 сентября 2021 года за удостоверением подлинности ее подписи на каких-либо документах».

«Логично предположить, что 8 октября собрание, местом проведения которого в протоколе №41 обозначена территория завода, не проводилось. Никто этих людей там не видел, как и протокола, заверенного нотариусом. Юридической силы такое «собрание», очевидно, не имеет, о чем мы написали в своих жалобах и заявлениях в правоохранительные органы и управление ФНС», - резюмирует господин Бабуцидзе. Он полагает, что Игорь Ефремов, будучи гендиректором ЛТК, мог придумать и планомерно осуществлять стратегию, которая позволила бы ему забрать активы предприятия.

Время – большие деньги

«У ЛТК есть аффилированная с ней компания – «Фасонлит», которая реализует продукцию завода по всей России. Участником этой фирмы является тесть сына Ефремова – господин Андреев. Скорее всего, речь идет о номинальном лице, фигурами влияния на которого могут быть отец и сын Ефремовы. Им по силам было отодвинуть от реализации дилеров, а освободившиеся объемы завести на «Фасонлит». Когда встал вопрос о поручительстве по кредиту, Банк ВТБ настоял, чтобы помимо Антона Бабуцидзе и Игоря Ефремова в числе поручителей был и «Фасонлит». Причем, когда банк выдвинул такое требование, фирма «Фасонлит», пользуясь отсутствием альтернативы, могла навязать кабальные условия: иначе как еще компания получила бы право эксклюзивных продаж продукции ЛТК в Москву, а это порядка 60% объемов, и в Крым. В результате через эту структуру в последние годы могли реализоваться порядка 60-70% объемов продукции ЛТК»,- размышляет Антон Бабуцидзе.

По его мнению, такая схема могла позволить «оставлять убытки на ЛТК, чтобы плюсы аккумулировал «Фасонлит», чистая прибыль торговой фирмы складывалась адекватно объему убытков на ЛТК». «Это доказала аудиторская проверка, в ходе которой обнаружены многочисленные нарушения: только за второе полугодие 2020 года и первый квартал 2021-го предприятию причинены убытки на сумму 136 млн руб.»,- поясняет господин Бабуцидзе причины смены гендиректора, которому, по мнению представителя «Фэдокс», нужно было время, чтобы накопить на «Фасонлите» деньги в размере кредита банка и подвести к банкротству ЛТК. В такой ситуации банк выставляет требование поручителям, а тот из них, кто его исполнит по кредитному договору, становится обладателем залога в виде практически всех активов предприятия. И все это, по сути, на деньги самой ЛТК.

«Думаем, господину Ефремову могло чуть-чуть не хватить времени, чтобы полностью реализовать этот замысел. Если б он проработал директором до лета, у него все получилось бы, судя по темпам перевода прибыли в «Фасонлит», - согласны юристы, представляющие интересы господина Бабуцидзе. Они полагают, что возможный план смогла помочь сорвать именно смена гендиректора 1 марта 2021. Тогда Антон Бабуцидзе первым делом собрал всех дилеров и контрагентов, возобновил с ними контракты. Объемы продаж стали расти, а деньги – поступать на счета ЛТК. Долг по кредиту ВТБ, отмечает господин Бабуцидзе, на момент его прихода к руководству завода оценивался в сумму около 300 млн руб., а ежемесячный объем продукции в денежном выражении - 400 млн руб. Завод перешел с пятидневного на семидневный режим работы, под растущий портфель заказов купили еще одну центробежную машину, полностью рассчитались с «Фасонлитом». Именно эти обстоятельства, считают юристы, подвигли прежнее руководство на отчаянный шаг в виде спорных действий в здании заводоуправления и с документацией.

Сегодня компания «Фэдокс» и Антон Бабуцидзе считают, что их права нарушены и пытаются их восстановить. Они надеются, что в ходе проверки правоохранительные и контролирующие органы изучат бумаги, на основании которых произошла смена гендиректора и события, похожие на «силовой захват предприятия». «Проводилось ли собрание учредителей на самом деле, очень легко проверить по записям на камерах наблюдения, опросу, другими доступными методами. Но инициативы со стороны органов пока нет»,- сожалеет господин Бабуцидзе. По его словам, это уже ставит под угрозу выполнение заключенного ЛТК госконтракта на поставку трубной продукции в Крым для организации бесперебойного водоснабжения, а также создает нервозную обстановку в коллективе ЛТК, насчитывающем более 1200 работников.

Вся лента