Онлайн-торговля прибавила бюджета

Аудитория e-commerce пополнилась небогатыми россиянами

В 2021 году в сегменте онлайн-покупок существенно выросла доля россиян с низкими доходами, выяснили в «Яндекс. Маркете» и GfK. Аналитики связывают это с ростом доступности интернет-торговли. Заметный рост продаж показали лекарства, БАДы и продукты питания.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Доля россиян, которые называют свои доходы низкими и при этом делают покупки в интернете, в 2021 году составила 41%, показав рост на 12 процентных пунктов (п. п.) по сравнению с прошлым, свидетельствуют результаты совместного исследования «Яндекс. Маркета» и GfK. Это говорит о демократизации интернет-торговли, она становится более доступной и привычной для всех, делают вывод авторы исследования.

Впрочем, основными покупателями в интернете по-прежнему остаются люди со средним доходом: их доля в этом году составила 61%. В целом в 2021 году 52% всех россиян в возрасте 16–55 лет делали покупки онлайн, за семь лет доля онлайн-покупателей выросла втрое.

Проникновение онлайн-торговли аналитики замеряли методом телефонного опроса 1,6 тыс. жителей России в возрасте 16–55 лет в сентябре. Отдельно методом онлайн-опроса 5,8 тыс. интернет-покупателей в возрасте 16–55 лет, сделавших хотя бы одну покупку онлайн за 12 месяцев, замерялись их предпочтения.

Так, лекарства и БАДы россияне стали покупать чаще: в этом году 45% опрошенных, год назад — 41%. Активнее всего эту категорию приобретают покупатели в возрасте 40–55 лет. Самыми популярными товарами, которые россияне покупают в интернете, в 2021 году стали одежда и обувь (64% опрошенных) и средства личной гигиены (59%). На 10 п. п. выросли покупки продуктов питания и напитков онлайн: в 2021 году их делали 50% респондентов.

Объем интернет-торговли за девять месяцев 2021 года практически не вырос год к году и составил 2,41 трлн руб. против 2,34 трлн руб. в 2020 году, подсчитывали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Впрочем, экспертов выводы авторов отчета не убедили. Президент АКИТ Артем Соколов утверждает, что исследования аудитории e-commerce по социально-демографическим характеристикам показали полное отсутствие зависимости между уровнем доходов и онлайн-покупками. «Условно, один и тот же покупатель может купить носки на Wildberries, а затем сразу купить что-то на сайте ЦУМа. Поэтому онлайн-канал — он фактически для людей с любым достатком»,— уверен господин Соколов.

Несколько лет назад, наоборот, считалось, что в интернете покупать дешевле, поэтому скорее речь может идти о проникновении интернета в целом и интернет-покупок в частности в определенный сегмент аудитории, который по совместительству не располагает высокими доходами, заключает исполнительный директор «Оборот.ру» Иван Кургузов.

Дмитрий Шестоперов

Вся лента