Ритейл сдает офлайн

Торговые сети FMCG в 2021 году в Сибири сократили расходы на открытие новых магазинов

Дискаунтеры и магазины «у дома» лидируют по числу новых торговых точек в Сибири

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Крупные федеральные сети сегмента FMCG, согласно данным исследовательской компании NTEch, сокращают траты на открытие новых магазинов традиционного формата. Динамика оказалась даже ниже, чем в пандемийный 2020 год. По последним данным исследовательской компании NTEch, в первом полугодии 2021-го в округе крупными федеральными игроками было открыто 80 торговых точек против 98 в аналогичный период прошлого года. Драйверами рынка стали дискаунтеры и магазины «у дома». Однако наиболее активно в сравнении с традиционной розницей наращивает силу канал e-commerce, который в денежном выражении в 2021 году вырос на 65% в сравнении с годом ранее.

По данным аналитиков, за первые шесть месяцев 2021-го в Сибири открылось на 18 торговых точек меньше, чем в аналогичный период 2020-го. В июне 2021 года открылось шесть магазинов, против 23 в 2020-м. В исследование попали такие крупные сети, как «Пятерочка», «Магнит» и «Перекресток». Впрочем, в Сибири ситуация выглядит лучше, чем в целом по России, утверждают эксперты. «В 2020 году X5 планировали открыть 2 тыс. новых торговых точек по всей территории России, а по факту было открыто 1,4 тыс. В 2019 году у них было открыто 1,8 тыс., это было меньше, чем в 2018 году. Динамику мы связываем с тем, что центральная часть России уже хорошо освоена. В то же время Сибирь крупные игроки воспринимают как некий полигон для расширения. Даже в 2020 году, когда из-за пандемии ритейлерам пришлось урезать расходы на офлайн, Сибирь все равно оставалась приоритетным регионом для развития»,— прокомментировали в компании.

В 2020 году действительно наблюдалась динамика к стагнации количества точек, розничные сети уменьшали количество новых открытий и наблюдали за ситуацией, в 2021-м ситуация стабилизировалась, отмечает руководитель направления по работе с розничными сетями в Сибири компании Nielsen Мария Гаранина. «Новые открытия реализуются согласно внутренним планам розничных сетей. Если же говорить про наиболее популярный формат для новых открытий — это дискаунтеры, что соответствует общероссийскому тренду»,— комментирует спикер.

В красноярской сети «Командор» рассказали, что в начале 2021 года планировалось запустить большее количество новых магазинов, но в течение года были сделаны корректировки с целью повышения эффективности запускаемых магазинов. Всего компания намерена до 2020-го запустить 27 новых магазинов, 17 из них уже открыты. «Сейчас мы открываем преимущественно дискаунтеры»,— сообщили представители ритейлера.

Федеральная сеть «Метро» также отмечает сокращение числа новых торговых точек. «Общая ситуация в 2021 году и экономические тренды оказали на развитие сети влияние. Партнеры более внимательно подходят к вложениям. На сегодня мы идем с 80%-ным выполнением плана»,— рассказал ритейлер. Компания открывает магазины в двух форматах: магазин «у дома» и «экспресс». «На сегодня с большим отрывом в Сибири открывается формат магазина „у дома“ площадью около 100 кв. м»,— сообщили представители сети.

Торговая сеть «Магнит» в 2021 году открыла около 100 магазинов в Сибири, что соответствует заявленным планам, по данным пресс-службы. «Мы развиваем мультиформатную бизнес-модель, основу которой составляют магазины у дома, супермаркеты, суперсторы и дискаунтеры»,— заявили в компании.

По данным NTEch, сейчас наблюдается стремительный рост жестких дискаунтеров в условиях кризисной экономики и падающих доходов. «Их доля в России может удвоиться к 2025 году»,— уверены аналитики.

Помимо дискаунтеров, в Сибири пользуются спросом в том числе магазины с фиксированной ценой. Федеральная сеть магазинов Fix Price в Сибирском федеральном округе за девять месяцев 2021 года открыла 63 новые точки (теперь их 496). «Этот регион четвертый по количеству магазинов для Fix Price — после Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов»,— сообщили в пресс-службе сети. Сегодня более заметную часть в структуре продаж занимают продуктовые категории — 27,9% от объема розничных продаж в третьем квартале 2021 года по сравнению с 25,3% за аналогичный период 2020 года. Рост доли продовольственных товаров компания связывает с трендом на экономию со стороны потребителей.

Все в онлайн

На фоне сокращения офлайн-магазинов, эксперты отмечают развитие канала e-commerce, который в деньгах в 2021 году вырос на 65% в сравнении с годом ранее. Традиционный ритейл ищет альтернативные каналы продаж, новые точки роста и развивает доставку. Сегодня собственный сервис доставки заказов из магазинов Сибири развивают все крупные федеральные сети, а также маркетплейсы. По оценке экспертов, Новосибирск является городом с одним из самых быстрорастущих рынков e-grocery в России: за 2020 год его жители купили через интернет продуктов на сумму более 1,3 млрд руб., а количество заказов по сравнению с 2019 годом выросло почти в 14 раз.

Согласно исследованию Nielsen, интернет-торговля FMCG в деньгах в округе в  2021 году выросла на 65% в сравнении с годом ранее. На 13% выросли заказы в малых форматах торговых сетей и на 9% в дискаунтерах. Сильными игроками в регионах являются «Яндекс.Еда» и Delivery Club, которые активно развивают доставку из торговых сетей FMCG. В марте в Новосибирске начал работу сервис по быстрой доставке продуктов питания «Самокат». Компания арендует складские помещения в открывшемся в этом году оптово-распределительном центре (ОРЦ) «Русагромаркета».

На встречу переменам

Впрочем, ряд компаний развивает не только продажи через онлайн, но и формат традиционных магазинов для привлечения новой аудитории. «Розничные сети, базирующиеся на территории округа, стараются отвечать ключевым трендам FMCG-рынка России. Приведу в пример реформатизацию „Красного Яра“ в ТЦ „Взлетка“ в Красноярске: добавлен фуд-корт с различными видами мировой гастрономии, расширена зона алкогольной продукции с использованием сегментации по странам-производителям, увеличена зона готовой еды и фреш-зоны (ФРОВ, мясо, птица и морепродукты), увеличено число касс и касс самообслуживания. В целом это формат, который мы видим в центральной части России и в Европе»,— рассказывает госпожа Гаранина.

Растет количество магазинов с кассами самообслуживания, сегодня они есть в «Пятерочке», «Метро» и «Ашане». На покупки без контактов с кассирами приходится около 30% чеков. Росту сегмента способствует пандемия и введенные в связи с ней ограничения. Как отмечают участники рынка, кассы самообслуживания увеличивают пропускную способность, позволяют отслеживать сумму покупок и ускоряют процесс оплаты.

Большинство же компаний попросту уменьшает площадь существующих магазинов. Так, «Магнит» делит большие форматы на супермаркеты (средняя площадь около 2 тыс. кв. м) и суперсторы (их площадь около 4 тыс. кв. м).

Гипермаркеты «Ашан» в России также анонсировали сокращение торговых площадей. Об этом в интервью «Ведомостям» заявил президент «Auchan Retail Россия» Филипп Брошар. Часть территории гипермаркетов компания хочет использовать под дарксторы, то есть небольшие склады. Там сотрудники компании смогут собирать заказы для своей доставки и доставки партнеров, в том числе «Сбермаркета» и «Яндекс.Еды».

В рамках реализации новой стратегии «Лента», владелец крупнейшей в России сети гипермаркетов, в 2021 году начала открывать магазины «у дома». «То, что происходит в торговле, действительно впечатляет. Благодаря цифровизации и развитию электронной коммерции поведение потребителей меняется на глазах. И в ответ ритейл придумывает все больше новых форматов, чтобы быть ближе к покупателю и искать новые точки соприкосновения с ним»,— считает начальник управления потребительского сектора и торговли департамента ключевых клиентов Сбербанка Александр Юдин.

В 2022 году, по мнению экспертов, покупательские тренды, сформированные в 2020–2021 годах продолжат свое развитие. «Дискаунтеры как один из быстрорастущих форматов будет брать вектор на пример дискаунтеров Европы, все больше меняясь в сторону приятного покупательского опыта. И, безусловно, наращивать силу будет канал e-commerce, становясь для покупателей все большим постоянным элементом его жизни»,— уверена Мария Гаранина.

Лолита Белова

Вся лента