Холодные. Зимние. Не их

Возможный дипломатический бойкот властями США пекинской Олимпиады разозлил власти КНР

Состоявшийся на этой неделе саммит президента США Джо Байдена и китайского лидера Си Цзиньпина не привел к «перезагрузке» отношений двух стран, конфликтующих по многим вопросам. В пятницу МИД Китая жестко отреагировал на информацию о том, что Вашингтон из-за проблемы уйгуров может объявить дипломатический бойкот грядущим зимним Олимпийским играм в Пекине. За несколько часов до этого господин Байден признал, что такой вариант действительно рассматривается. Более того, возможность аналогичного шага не исключил главный союзник США в Азии — Япония. В Кремле идею дипломатического бойкота восприняли негативно, анонсировав возможный визит президента РФ Владимира Путина на открытие Игр.

Фото: Thomas Peter, Reuters

«Соединенные Штаты клевещут на Китай, используя в качестве предлога якобы существующую расовую дискриминацию и принудительный труд в Синьцзяне. Подобная политизация спорта ущемляет олимпийский дух и навредит интересам атлетов всех стран» — с таким резким заявлением в пятницу выступил официальный представитель МИД Китая Чжао Лицзянь, комментируя информацию о возможном дипломатическом бойкоте Вашингтоном Олимпиады-2022 (пройдет в Пекине с 4 по 20 февраля). Обвинения со стороны США дипломат назвал «абсолютно необоснованными» и пообещал: власти КНР не позволят «внешним силам» под каким-либо предлогом вмешиваться во внутренние дела страны.

Окончательное решение американской стороной пока не принято. В четверг на встрече с премьером Канады Джастином Трюдо Джо Байден указал, что США рассматривают возможность бойкота. О том, что ни президент, ни кто-либо из членов его администрации, возможно, не поедет на зимние Олимпийские игры, во вторник сообщила со ссылкой на свои источники газета The Washington Post. При этом на участии американских спортсменов в Играх, как подчеркнуло издание, это никак не отразится: речи о бойкоте собственно спортивных соревнований не идет.

Дипломатический бойкот призван стать ответом на нарушения прав человека в КНР, за которые, как уверены в США, несут ответственность китайские власти.

Особое внимание на Западе обращают на положение уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). В январе власти США одними из первых в мире обвинили Пекин в «геноциде и преступлениях против человечности в Синьцзяне». Вскоре за ними последовали Нидерланды и Канада. В июне крайнюю обеспокоенность ситуацией в СУАР выразили в совместном заявлении 44 страны, обвинив КНР в «произвольных задержаниях» более 1 млн уйгуров, пытках, жестоком обращении, сексуальном насилии и принудительной стерилизации жителей региона. Китайское правительство все это отрицает.

Обсуждение перспектив бойкота Олимпиады активизировалось сразу после виртуального саммита Джо Байдена и Си Цзиньпина, прошедшего в ночь на вторник по московскому времени. Китайский МИД назвал переговоры «продуктивными и конструктивными», а Белый дом охарактеризовал онлайн-встречу как «уважительную, прямую и открытую». Однако большинство проблем остались нерешенными.

В четверг официальный представитель Белого дома Джен Псаки заверила: идея бойкота никак не связана с саммитом, Олимпиада на нем не обсуждалась. Между тем профессор НИУ ВШЭ и МГИМО Сергей Лузянин считает, что скандал с Олимпиадой — прямое следствие того, что лидеры согласовали не все вопросы. «Они, скорее всего, договорились об общей позиции по борьбе с терроризмом и пандемией COVID-19, но точно не договорились по так называемым нарушениям прав человека в Китае, по Тайваню и торгово-экономическими делам. Плюс есть конфликты в киберпространстве, космическая гонка. Все вместе это, конечно, раздражает Вашингтон — американский каток не идет, он наталкивается на китайскую стену. Это раздражение и вылилось в реакцию на пекинскую Олимпиаду»,— сказал эксперт “Ъ”.

Между тем власти США, похоже, не только сами не собираются ехать на Игры, но и агитируют за такой же шаг политиков из других стран.

«Скоординированный подход будет отвечать не только нашим интересам, но и интересам наших союзников и партнеров»,— сказал еще весной пресс-секретарь Госдепартамента США Нед Прайс, отвечая на вопрос о том, ведет ли Вашингтон консультации с союзниками о совместном бойкоте.

Ранее призывы не поддерживать Игры на дипломатическом уровне звучали в спортивных кругах Норвегии и из уст канадских политиков. В Канаде на этот счет даже провели соцопрос — 64% респондентов поддержали инициативу. Об этом свидетельствуют результаты исследования Nanos Research, проведенного по заказу CTV News. Теперь о том, чтобы присоединиться к дипломатическому бойкоту, задумались власти Японии — ключевого азиатского союзника США. «У каждой страны есть своя позиция и свои мысли (на этот счет.— “Ъ”). Япония со своей позиции обдумает (этот вопрос.— “Ъ”)»,— сказал в пятницу премьер-министр Фумио Кисида.

В Кремле такой подход к Играм критикуют.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в пятницу заявил, что негативно относится к идее бойкота. Он указал, что российский лидер Владимир Путин уже получил приглашение от КНР на открытие Олимпиады. «После того как все детали будут согласованы, мы сделаем совместно с нашими китайскими партнерами объявление о такой поездке»,— добавил господин Песков.

«Конечно, отсутствие американского и европейских лидеров — вещь неприятная и снизит планку представительства, но это не будет означать, что пекинская Олимпиада провалится,— заверил “Ъ” Сергей Лузянин.— Наоборот, китайцы могут повернуть в свою пользу факт возможного отсутствия Джо Байдена и других (западных.— “Ъ”) лидеров — сделать акцент на лидерах стран третьего мира, Юго-Восточной Азии». Дипломатическим успехом для Пекина, очевидно, станет и визит Владимира Путина — если соответствующее решение в итоге будет принято.

Марина Коваленко

Вся лента