Дорожным камерам добавят объективности

Госдума рассмотрит законопроект, усложняющий процесс вынесения штрафов в автоматическом режиме

Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал принять в первом чтении законопроект, запрещающий выносить штрафы с помощью дорожных камер, которые не обозначены предупреждающими знаками. Документ также запрещает штрафовать граждан, если имеют место нарушения процедуры обработки фотографий нарушений ПДД. Эти требования будут впервые закреплены в новом постановлении правительства, разработка которого и предусмотрена поправками.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Думский комитет по госстроительству рекомендовал для рассмотрения в первом чтении законопроект, внесенный в июле вице-спикером Госдумы Андреем Турчаком, сенаторами Андреем Клишасом и Ириной Рукавишниковой. Они предложили дополнить КоАП рамочной нормой, согласно которой требования к камерам, программному обеспечению, фото- и видеоматериалам, а также правила размещения комплексов, информирования о местах их установки, процедура обработки и хранения данных должны быть установлены правительством. Несоблюдение норм будет приравнено к «обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении» — штраф вынесен не будет.

Правительство поправки поддержало. В первом чтении законопроект планируется рассмотреть в декабре, сказано на сайте Госдумы.

Комплексы фиксации нарушений применяются в России с 2008 года, сейчас насчитывается более 23 тыс. камер (стационарных и передвижных) во всей стране. Нацпроект «Безопасные качественные дороги» предусматривает двукратное расширение сети комплексов до 2030 года (на эти цели выделяется 28,7 млрд руб.). В КоАП сказано, что камеры должны быть сертифицированы в качестве средств измерений и проходить метрологическую поверку. Более подробные требования и правила установки комплексов записаны в ГОСТах, но они имеют добровольный характер.

Камеры позволяют снижать аварийность, считают в ГИБДД. Но независимые эксперты говорят о проблемах ошибочных штрафов, ловушках (камерах, работающих в паре с запрещающими знаками), рваных скоростных режимах на трассах, провоцирующих водителей на нарушения.

Еще в 2019 году президент Владимир Путин поручил разработать требования к камерам и систему, исключающую штрафы с комплексов, установленных с нарушением правил. Фактически ее разработка началась только в 2021 году. Одновременно с законопроектом «Единой России» собственное регулирование предложил и Минюст в проекте нового процессуального КоАП (“Ъ” рассказывал об этом документе): концептуально совпадая с идеями депутатов, новый кодекс более детально описывает технологию отмены уже вынесенных штрафов. Инспекторы, в частности, смогут отменять штраф самостоятельно, без жалобы гражданина или прокурора (обязательное условие сегодня), если выявлен сбой комплекса.

Из-за размытых формулировок в КоАП регионы порой пытаются использовать несертифицированные приборы, а вынесенные с их помощью штрафы приходится отменять, говорит эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман, поэтому законопроект и постановление необходимы. Основной минус поправок «Единой России» и проекта процессуального КоАП он видит в отсутствии обязанности инспекторов исследовать материалы с камер на предмет ошибок с помощью специальной «аттестованной методики». Сейчас, поясняет он, инспекторы ГИБДД в большинстве случаев ничего не исследуют, а лишь проверяют сертификат и поверку камеры, а наличие нарушения обосновывают лишь просто фиксацией события.

В ассоциации ОКО (объединяет производителей комплексов и операторов систем фотовидеофиксации) в среду поддержали «инициативы, направленные на повышение прозрачности отрасли, защиту прав автомобилистов и улучшение качества регулирования». Важно, говорят в организации, чтобы при разработке новых требований не была разрушена «конкурентная среда и не возникло избыточное правовое регулирование». «Процесс разработки единых требований должен быть максимально прозрачным,— считают в ОКО.— К участию в нем должны быть привлечены эксперты из отрасли, научных и стандартизирующих организаций, должен учитываться опыт передовых регионов — Москвы, Московской области и Татарстана».

Главная цель законопроекта — навести порядок в работе камер, пояснил “Ъ” первый зампред фракции «Единая России» Дмитрий Вяткин. «Работы предстоит достаточно много,— говорит он.— Рассчитываем, что правительство предоставит нам проект постановления с требованиями к третьему чтению. Думаю, что в окончательном виде мы этот законопроект примем уже после Нового года».

Иван Буранов

Вся лента