Аэропорты подтянулись к югу

Спрос на черноморское направление восстановил пассажиропоток в Сибири

За январь—сентябрь 2021 года восемь сибирских аэропортов восстановли существовавший до пандемии пассажиропоток

Фото: Артем Краснов, Коммерсантъ

Большинство сибирских аэропортов по итогам девяти месяцев 2021 года восстановили или даже превысили пассажиропоток допандемийного 2019 года. В заметном минусе остались авиаузлы Иркутска и Томска. Лидером роста стал аэропорт Горно-Алтайска, который в январе—сентябре обслужил 266,7 тыс. пассажиров — в 3,4 раза больше, чем за тот же период 2019 года. Крупнейшие операторы в Сибири объясняют восстановление показателей в основном ростом перелетов на юг России. На динамику пассажиропотока сибирских аэропортов до конца года могут оказать влияние снижение доходов населения и сохранение напряженности в связи с распространением коронавируса.

Восемь из 11 основных аэропортов регионов Сибирского федерального округа (СФО), по данным Росавиации, в первые девять месяцев 2021 года восстановили или увеличили существовавший до пандемии пассажиропоток. Наибольший рост по сравнению с 2019 годом (в 3,4 раза — до 266,7 тыс. человек) — в Горно-Алтайске, через который туристы со всей России едут на горные курорты Республики Алтай. По данным республиканского правительства, в первом полугодии 2021-го в Горном Алтае отдохнули 1,08 млн человек, турпоток на 43% превысил показатели 2020 года и на 40% — 2019 года.

По сравнению с показателями 2019 года в полтора раза (до 295,6 тыс. человек) увеличил пассажиропоток аэропорт Новокузнецка. Он обслуживает существенную часть турпотока на горнолыжный курорт Шерегеш, который также получил активное развитие в пандемию. В зимний сезон 2020—2021 года, по информации властей региона, Шерегеш посетили рекордные 2 млн человек. Аэропорт Кемерово в январе—сентябре 2021 года обслужил 417 тыс. пассажиров. Рост за два года составил 6,2%.

Крупнейший в Сибири аэропорт Толмачево (Новосибирск) по итогам девяти месяцев восстановил пассажиропоток до уровня 2019 года, обслужив, по данным Росавиации, почти 5 млн человек (+1,3% к январю—сентябрю 2019 года). Как уточнили „Ъ-Сибирь“ в пресс-службе Толмачево, в основном увеличение пассажиропотока произошло за счет внутренних маршрутов. «Большой прирост отмечен на южных направлениях: Сочи, Анапа, Симферополь. Из новых международных направлений — Пунта-Кана (Доминиканская Республика), Каир (Египет), Рас-эль-Хайма (ОАЭ)»,— отметили в пресс-службе. По информации аэропорта, в сентябре на направлениях юга России пассажиропоток увеличился на 64,8% к уровню 2019 года. Самыми популярными городами стали Анапа и Ростов-на-Дону (рост в два раза), Сочи и Краснодар (в 1,7 раза), Минеральные Воды (на 36,7%). Направления из Новосибирска в Новокузнецк и Горно-Алтайск показали самый динамичный рост относительно сентября 2019 года — в 2,6 раза и в 2,4 раза соответственно.

Аэропорт Красноярска (Емельяново) в январе—сентябре 2021 года, по данным Росавиации, обслужил почти 2 млн пассажиров, улучшив показатель девяти месяцев 2019 года на 5,5%. В пресс-службе Емельяново рост также связали с увеличением спроса на отдых на российских курортах (новым направлением 2021 года стал Геленджик). Значительно увеличилась частота рейсов на Дальний Восток — в Благовещенск и Владивосток, запущены рейсы в Южно-Сахалинск и Комсомольск-на-Амуре. «Программы полетов на юг России и Дальний Восток позволили значительно развить трансферный пассажиропоток»,— отметили в пресс-службе. Восстановление международного пассажиропотока, по данным пресс-службы, происходило преимущественно за счет стран СНГ (Ош, Бишкек). Также открывались новые направления и в страны дальнего зарубежья: Занзибар, Египет, Кипр, ОАЭ. До конца 2021 года красноярский аэропорт рассчитывает обслужить 2,58 млн пассажиров — на 1% больше, чем в докоронавирусном 2019 году, и в полтора раза больше, чем в 2020 году.

Вместе с тем третий по величине пассажиропотока аэропорт Сибири — иркутский — сохраняет отрицательную динамику. За девять месяцев 2021 года он обслужил 1,5 млн человек, что на 17,5% ниже аналогичного показателя 2019 года. Летом пресс-служба аэропорта отмечала, что, несмотря на рост пассажиропотока относительно 2020 года, вернуться к допандемийным показателям «удастся не скоро». Восстановить показатели посещаемости не смог также аэропорт Томска, который позже остальных — только в октябре 2021 года — возобновил международные рейсы. В январе—сентябре он обслужил 342,8 тыс. человек, что в 1,6 раза меньше, чем в те же месяцы два года назад.

Омский аэропорт с начала года увеличил пассажиропоток к допандемийному году на 8,3% (до 1,1 млн человек), барнаульский — снизил на 5,7% (до 384,1 тыс. человек). Авиаузлы Абакана и Кызыла обслужили 194,1 тыс. и 65,9 тыс. человек, рост за два года составил 18,5% и 51,8% соответственно.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский полагает, что увеличение пассажиропотока в основных аэропортах СФО связано не только с активным интересом жителей Сибири к курортам юга страны, но и с такими факторами, как рост количества вводимых внутренних и межрегиональных рейсов. Интерес граждан к авиаперелетам, по мнению эксперта, поддерживают субсидированные государством внутренние рейсы. Добавят цифры по пассажиропотоку и перелеты по зарубежным курортным направлениям (Египет, Турция и Таиланд).

Между тем на сохранение динамики роста пассажиропотока сибирских аэропортов до конца года могут повлиять как снижение доходов населения, так и сохранение напряженности в связи с распространением коронавируса, а также вводимые в связи с ним ограничения в регионах. «В перспективе одного-полутора лет еще возможно временное закрытие авиаграниц с зарубежными странами, так как статистика заболеваемости на курортах находится на неоднозначном уровне»,— не исключает Илья Жарский.

Дарья Решетникова

Вся лента