Опыт несовершенств

Стеклянные натюрморты Лиллы Табассо

Миланская художница по стеклу создает поэтичные натюрморты из стеклянных растений, которые не отличить от самых настоящих, живых и… увядших цветов. Любовь к ботанике привела выросшую в семье антикваров Лиллу Табассо сперва на биологический факультет Миланского университета, а затем в стеклодувную мастерскую. Из тонких трубочек и пластин художница создает натуралистичные цветочные натюрморты и композиции, используя традиционные муранские техники выдувания и моделирования в пламени паяльной лампы (этот метод еще называют «лэмпворк» или «стекло-в-огне»).

Фото: LILLA TABASSO

Биологическое образование помогает Лилле в творческих экспериментах, больше других мотивов ее притягивает несовершенство природы и скоротечность жизни. Ее работы — это невероятной реалистичности цветочные натюрморты и лаконичные букеты из стекла. Они показывают не только краски и формы цветочного мира, но еще и несовершенства растений: сухие ветви, увядшие лепестки и поникшие листья. Все это напоминает о важной для миланской художницы теме Vanitas (бренности всего сущего), популярной в барочных натюрмортах конца XVI–XVII веков и подчеркивающей быстротечность земной жизни и неумолимый ход времени. Правда, в отличие от фламандских и голландских живописцев той поры, любивших редкие и дорогие растения (розы, тюльпаны, гладиолусы, лилии, гвоздики), миланская художница предпочитает цветы простые — маки, анемоны, нарциссы, душистый горошек, ландыши и незабудки.

Букет тюльпанов Tulipani Pappagallo, муранское стекло

Фото: LILLA TABASSO

«В природе нет несовершенства, это мы видим ее такой. Настоящая красота как раз должна быть несовершенной. Я давно начала работать с муранским стеклом, но практика помогает не достичь идеала, а, напротив, увидеть эти несовершенства»,— рассказывает о своих композициях Лилла. Это несовершенство подчеркивает заложенное художницей меланхоличное настроение, которое подталкивает к размышлениям о хрупкости жизни. Один из любимых сюжетов Лиллы — показ жизненного цикла растения, как в композиции «Нарциссы Vanitas» или цикле «Весна/Осень» с парными букетами. Сперва она создает композицию с пышно цветущими растениями, полными силы, а рядом ставит такой же букет, но уже «осеннего периода» его жизни — с осыпающимися лепестками, поникшими стеблями и пожухлыми листьями.

Слева: Композиция Groviglio («Нагромождение, клубок»), муранское стекло | справа: Scabiosa («Скабиоза»), муранское стекло

Фото: LILLA TABASSO

Предельные натурализм и дотошность Лиллы Табассо в исполнении деталей (от спрятавшихся в цветах насекомых до пожелтевших листьев и осыпавшихся свернутых лепестков) — напоминание о работах богемских стеклодувов Леопольда и Рудольфа Блашки. В конце XIX века они создали в научных целях своего рода наглядные пособия из стекла — реалистичные копии растений и морских обитателей для музеев естественной истории и университетских коллекций. Большая часть их работ хранится в Гарвардском музее естественной истории (в коллекции собрано более 4 тыс. моделей и 847 видов растений, воспроизведенных в натуральную величину. Но если у богемских мастеров цветы воплощали совершенство природы, в работах Лиллы акцент делается на видимых несовершенствах и увядании, не лишенных, впрочем, своего очарования,— как часть естественного круговорота жизни.

Una Nuova Vita («Новая жизнь»), муранское стекло, гипс. Представлен в экспозиции Atarassia, галерея Caterina Tognon, Венеция

Фото: LILLA TABASSO

www.lilla-tabasso.com

Елизавета Лаврик

Вся лента