Полунедостаточность

Как кризис производства полупроводников продолжает влиять на цены и сроки поставок

Глобальный кризис нехватки полупроводников, получивший название «чипагеддон», затронул практически все индустрии. Чипы лежат в основе многих вещей, которыми мы пользуемся ежедневно: от смартфонов и автомобилей до телевизоров и холодильников. Сегодня уже очевидно, что восстановление займет многие месяцы, если не годы, и это без преувеличения влияет на экономику мира. “Ъ” изучил, как нехватка чипов отражается на разных отраслях и как скоро она может закончиться.

В этом году заводские парковки многих автопроизводителей по всему миру были забиты под завязку машинами, ожидающими поставок чипов для дальнейшей сборки

Фото: GettyI mages

«Идеальный шторм»

О том, что цифровая индустрия переживает едва ли не самый серьезный дефицит полупроводниковой продукции за всю историю, слышал, наверное, едва ли не каждый, кто смотрит и читает новости. Вместе с IT-сектором от этого дефицита страдает едва ли не каждая отрасль, где используются микросхемы: кроме электроники это, например, и автопром, и бытовая техника, и медицинское оборудование. Производители, вынужденные стоять в очереди на покупку полупроводников и сокращать вывод продукции на рынок, несут миллиардные убытки из-за отсутствия должного количества чипов. О серьезных проблемах в производстве заявило множество глобальных корпораций: от Tesla и Apple до Toyota, Fiat Chrysler и Nissan. Что к этому привело?

Кризис начался весной прошлого года одновременно с пандемией коронавируса. Многие производители чипов сократили объемы заказов, в частности крупнейший из них — Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. (TSMC), говорит ведущий аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. Покупатели видеокарт и приставок в сентябре первыми почувствовали кризис производства полупроводников, так как количество предложения резко стало уменьшаться, говорит он.

Ажиотажный спрос на электронику и компьютеры из-за перехода людей на режим удаленки не мог не сказаться иначе, кроме как в форме лавинообразного роста спроса на чипы. По словам аналитиков, этот спрос наложился на недостаточные производственные мощности, и так загруженные донельзя, к тому же сконцентрированные в одном регионе и в руках всего нескольких компаний. Так, одна только TSMC держит в своих руках более 50% мирового рынка полупроводников, а ее чипы можно найти внутри устройств крупнейших IT-компаний: Apple, AMD, Nvidia. Так, по данным TrendForce, доля Тайваня в общемировом производстве составляет 63%, Южной Кореи — 18%, Китая — 6%, на долю остальных стран приходится 13%.

Коронавирус принес с собой логистические проблемы и потянул за собой разрыв цепочек поставок. Но это далеко не единственная причина нехватки. «Причины кризиса напоминают идеальный шторм: резкий рост крипты как высокомаржинального рынка, засуха на Тайване, пожар на фабрике в Японии, санкции США в отношении производства в Китае»,— перечисляет исполнительный директор технологической практики PwC в России Артем Семенихин. На карантине спрос на электронику резко вырос, что совпало с бумом майнинга, который серьезно увеличил цены на видеокарты, процессоры и память, продолжает Сергей Вильянов.

Еще один фактор возникновения кризиса — геополитический, а именно отношения между Китаем и США, а также Тайванем. Партнер департамента управления рисками Deloitte, руководитель практики непрерывности деятельности и кризисного управления Сергей Кудряшов предполагает, что переход к активной фазе конфликта Тайваня, который является одним из главных мировых производителей полупроводников, с Китаем усугубит дефицит полупроводников.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин указывает, что торговая война между США и Китаем увеличила цены на логистику компонентов, одновременно с этим подорожало и топливо. В частности, катализатором кризиса полупроводников стали действия Huawei, которая резко увеличила закупки чипов перед началом действия санкций США в отношении китайской компании (ей запретили покупать чипы, сделанные с использованием американских технологий).

Таким образом, стоимость контроллеров выросла с $4 тыс. до $12 тыс. Часть производств стали выводить в Америку и Европу, что также подняло цены на производство, так как в Европе оно в целом дороже, говорит эксперт, добавляя, что падение курса доллара и инфляция в США и мире увеличили цены на полупроводники.

Даже изменения климата сыграли свою роль и повлияли на нехватку полупроводников, указывает господин Муртазин: одно время на Тайване не было воды, а в Техасе — энергии из-за минусовой температуры.

Мультипликация спроса

«Фактически ситуацию с полупроводниками можно сравнить с отсутствием соли»,— замечает Эльдар Муртазин. Себестоимость продуктов в электронике выросла на 20–40%, что неизбежно отражается и на конечной цене на розничном рынке. Нехватка полупроводников увеличила цену компонентов микроэлектроники кратно до 30 раз, если срочно требуется небольшая партия, указывает генеральный директор «Байкал Электроникс» Андрей Евдокимов.

По словам генерального директора Группы Т1 Сергея Соловьева, нехватка чипов на данный момент составляет 10–30% от объема спроса, по разным оценкам. Собеседник “Ъ” в одном из дистрибуторов ожидает, что дефицит на четвертый квартал превысит даже эти оценки.

Производители не рассчитывали на такой спрос, поэтому сроки доставки затягиваются, говорит исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский. «Вендоры видят дефицит и начинают покупать про запас. Возникает мультипликация спроса, связанная с паническим отношением, ожиданием худшего»,— рассуждает он. Это создает у производителей чипов искаженное восприятие, будто у всего рынка растет потребность, хотя так много заказов делает только один заказчик.

«Если раньше доставка серверов в Россию составляла 5–6 недель, то сейчас сроки доходят до 15 недель»,— комментирует господин Соловьев. Это не предел: по словам директора по IT компании Oberon Дмитрия Пятунина, сроки поставки серверов, оборудования рабочих мест и активного сетевого оборудования выросли до шести месяцев. «Теперь на ожидание нужного оборудования можно потратить до семи месяцев. И это только сроки, в течение которых системы окажутся на складе»,— продолжает руководитель направления вычислительной инфраструктуры КРОК Александр Сысоев. В некоторых случаях логистика ключевых позиций выросла даже до 15 месяцев при стандарте 3–4 недели, рассказывает господин Евдокимов.

Замедляется и выпуск некоторых ОС и приложений из-за того, что российские системные интеграторы недополучили чипы и не могли выполнить из-за этого заказы, констатирует господин Вильянов. Артем Семенихин считает, что нехватка полупроводников задержит реализацию и крупных инфраструктурных проектов, например массовый переход на 5G.

Особенно сложно стало реализовывать проекты, в которых используются высокотехнологичные чипы 5–10 нм, говорит господин Пятунин. Также увеличились сроки строительства центров обработки данных и организации автоматизированных рабочих мест. По мнению директора по стратегическому развитию АО «Микрон» Карины Абагян, тяжелее всего дефицит чипов может сказаться на производителях промышленных систем в 2022 году.

Автопром нажал на тормоз

Одной из самых пострадавших от этого кризиса индустрий стала автомобильная, ведь в среднем в одной новой машине может использоваться от 300 до 3 тыс. полупроводников. Объемы автопроизводства в первом полугодии 2021 года снизились на 10–15% по сравнению с тем же периодом 2019 или 2018 годов, говорит консультант SBS Consulting Дмитрий Бабанский, и, по его словам, эта тенденция продолжится до конца года. Господин Семенихин отмечает, что мировая автоиндустрия недопроизведет около 9 млн автомобилей — это более 10% от общего производства. При этом в большей степени из-за нехватки компонентов пострадают производители электротранспорта, который более зависим от электроники, считает господин Бабанский.

Трудно назвать тех производителей, кому не пришлось приостанавливать конвейеры. О таком шаге в этом году уже объявляли, в частности, Fiat Chrysler и Nissan, General Motors, Audi, Volvo, российский АвтоВАЗ. Среди особенно потерпевших — Ford и альянс Stellantis (объединяет Citroen, Peugeout, Maseratti, Opel, Chrysler, другие итальянские и американские автобренды). Например, последнему пришлось приостановить работу немецкого завода в Айзенахе, но, как заверяют в пресс-службе компании, это временная мера. Завод в России «ПСМА Рус» работает по плану. В Volkswagen также признают проблемы и подтверждают, что объем производства компании будет снижен в ближайшие месяцы. Toyota Motor Corporation и Toyota Motor Europe также сократили выпуск новых автомобилей Toyota и Lexus.

Nissan объясняет падение продаж своих автомобилей проблемами в поставках компонентов. Компания продала 35 тыс. автомобилей Nissan за девять месяцев 2021 года, что на 12% меньше показателя 2020 года. Продажи же автомобилей входящих в Stellantis производителей в России выросли: на 106% — Peugeot, на 56% — Citroеn, на 379% — Opel.

Как рассказал президент АвтоВАЗа Николя Мор, компания сейчас ищет замену недостающим чипам и модулям. Из-за проблем с поставками российское правительство разрешило компании временно производить автомобили без модулей ЭРА-ГЛОНАСС при условии, что компания дооснастит ими машины до середины 2022 года.

Дефицит мобильности

Дефицит компонентов сильно повлиял на поставки смартфонов и ноутбуков: по словам исполнительного директора diHouse (группа «Ланит») Андрея Тарасова, компания получает от 50% до 70% размещенных заказов. Одновременно с этим спрос на технику продолжает расти. «На данный момент наши показатели продаж по ноутбукам на 10% выше, чем в 2019 году, но на 30% ниже 2020 года»,— рассказывает господин Тарасов. Цены на ноутбуки выросли на 20% за первое полугодие по отношению к показателю годом ранее, делится данными генеральный директор Price.ru Елена Суховей.

Больше выросли продажи смартфонов год к году: на 68% к 2019-му и на 5% к 2020 году, добавляет господин Тарасов. Рост спроса на смартфоны подтверждает и госпожа Суховей: за первые полгода 2021 года он составил 27% к аналогичному периоду прошлого года.

«Сейчас сильнее всего недостаток в поставках существует в отношении Apple: поставки не превышают 20% от потребности»,— говорит вице-президент по закупкам и развитию компании «Связной» Михаил Догадин. Ранее компания объявила, что выпустит на 10 млн штук меньше iPhone 13 из-за нехватки компонентов в последние три месяца текущего года. Изначально Apple планировала произвести 90 млн новых моделей iPhone. Однако на сайте корпорации указано, что вышедшие в сентябре iPhone 13 Pro и iPhone 13 Pro Max придут покупателям не раньше чем через месяц.

Показательный факт: в дефиците телефоны марок Apple, Samsung и Xiaomi, на которые приходится примерно 90% оборота в России, сообщали в октябре «Ведомости» со ссылкой на представителя «Вымпелкома». По его оценкам, в октябре в Россию будет поставлено не более 25% от потребности рынка, в то время как в сентябре поставки составили 50% от потребности.

Конец близок?

По словам Сергея Соловьева, нехватка полупроводников отразилась на производстве банковских карт банками и сим-карт телеком-операторами. Впрочем, в ВТБ и Сбербанке заявили, что не испытывают проблем с поставками карт и банкоматов.

МТС тоже не столкнулась с ухудшением в поставках, так как у компании действуют контракты прошлых периодов по старым ценам. «Но мы не исключаем изменения цен, так как производители сим-карт говорят рынку об увеличении стоимости чипов»,— сообщили в операторе. В «МегаФоне» заявили, что все заказы на сим-карты выполняются в нужном объеме. Зато Tele2 подтверждает, что производители предупреждают о возможных перебоях в поставках и удлинении срока производства сим-карт.

В целом эксперты считают, что в течение двух лет нехватка полупроводников может закончиться. Сергей Соловьев предполагает, что кризис продолжит влиять на отрасли еще два-три года. В сочетании с мировым дефицитом энергии кризис может оказаться особенно затяжным и продолжится минимум до 2024 года, считает госпожа Абагян. Впрочем, дефицит может закончиться резко, когда прояснится ситуация с реальными потребностями и будет снят фактор мультипликации спроса, полагает господин Покровский.

«Правительства США и Китая запускают масштабные программы, нацеленные на увеличение производства полупроводников»,— указывает господин Пятунин. Так, президент США Джо Байден недавно предложил вложить в производство полупроводников и их исследования $50 млрд. С 2014 года китайское правительство инвестировало около $53 млрд в два разных национальных фонда, чтобы помочь местному бизнесу. По данным Китайского альянса передовых инноваций в полупроводниковой промышленности, местные производители полупроводников вложили уже $10,8 млрд в расширение мощностей.

Однако это несильно помогло стране повысить долю собственных производств, и в 2020 году Китай потратил $350 млрд на приобретение микрочипов, что даже больше трат страны на нефть, сообщал в июле Bloomberg. На фоне происходящего три крупнейших производителя процессоров — TSMC, Samsung и Intel — объявили о масштабном плане по расширению производств и об инвестициях в новые фабрики в размере $150 млрд.

Пока нет признаков улучшения ситуации, некритические производства в Китае, которые не относятся к непрерывным, работают три-четыре дня в неделю, рассказывает источник “Ъ” в одной из дистрибуторских компаний. Официально Китай это объясняет тем, что страна стремится сократить карбоновые выбросы и поэтому приостанавливает работу угольных ТЭЦ. Другая же версия, рассуждает собеседник, заключается в том, что во время президентства Дональда Трампа было напечатано слишком много ничем не обеспеченных денег. Из-за этого Китай искусственно повышает среднюю стоимость продукции или ограничивает выпуск комплектующих и товаров, чтобы подстраховаться, говорит он. Как следствие, можно ожидать дальнейшее подорожание товаров из Китая.

Производителям сложно быстро увеличить мощности, ведь запуск новой фабрики занимает около трех лет, отмечает господин Вильянов. Расширение же мощностей может занять полтора года, а перепланирование полупроводникового производства — шесть месяцев, говорит Иван Покровский. Ускорить расширение производства можно, построив мини-фабы — компактные технологические линии для производства малых партий электронных компонентов, предполагает руководитель практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ в России и СНГ Елена Лазько. Они занимают минимум площади, так как в них используются специальные контейнеры, а не «чистые комнаты», в которых поддерживается фиксированное число химических элементов. Стоимость мини-фаба начинается от $12,5 млн, а цена одной производственной линии — всего $5 млн, говорит госпожа Лазько.

Арина Барабанова

Вся лента