Казань подлетела к воронежским ракетам

«Грейтстрой» займется модернизацией производства в КБХА за 9,2 млрд рублей

Казанское ООО «Грейтстрой» стало победителем конкурсов на право выполнить два этапа реконструкции и технического перевооружения АО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА, входит в НПО «Энергомаш» госкорпорации «Роскосмос») и Воронежского механического завода (ВМЗ). Проект реализуется в рамках создания объединенного производства жидкостных ракетных двигателей для ракет-носителей «Союз». Компания снизила начальную цену контрактов лишь на 71,4 млн руб.— их общая стоимость составила 9,2 млрд руб. Подрядчик был выбран со второго раза: ранее на конкурс по первому этапу «Грейтстрой» не был допущен, а на конкурс по второму никто не заявился.

Воронежский механический завод (ВМЗ) и Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

КБХА подвело итоги двух конкурсов на реконструкцию и техническое перевооружение заводских площадей для создания производства жидкостных ракетных двигателей днем 18 октября. Победителем в обоих случаях стало казанское ООО «Грейтстрой». Общая цена контрактов составила 9,2 млрд руб. На конкурс по первому этапу с начальной ценой 5,849 млрд руб. заявился только «Грейтстрой».

На конкурсе по второму этапу конкуренцию ему составило подмосковное ООО «Научно-производственное объединение Гидроавтоматика». Начальная цена контракта составила 3,447 млрд руб., «Грейтстрой» предложил 3,376 млрд, «Гидроавтоматика» — 3,344 млрд. Из документации следует, что у победителя, вероятно, больший опыт «по успешному выполнению работы сопоставимого характера и объема».

По данным Kartoteka.ru, ООО «Грейтстрой» зарегистрировано в Татарстане в октябре 2011 года для строительства жилых и нежилых зданий. Уставный капитал — 500 тыс. руб. По итогам 2020 года выручка компании составила 536,3 млн руб., чистая прибыль — 7,1 млн руб. Гендиректором и единственным владельцем является Владимир Никишов. Ему также полностью принадлежит ООО «УК “Грейт”» и 25% производителя датчиков ООО «Анк».

Как следует из концепции проекта по модернизации производства, сейчас цеха рассредоточены по всем площадкам ВМЗ и КБХА в Воронеже и за городом, поэтому детали в процессе сборки приходится перевозить между цехами через улицу. Реконструкция предполагает снос на основной площадке предприятий на улице Ворошилова, 20, 14 существующих корпусов общей площадью 29,9 тыс. кв. м.

На их месте и на пустующих участках земли должен появиться цех на 66,6 тыс. кв. м. Здесь планируется сконцентрировать производство и испытания серийных и перспективных двигателей для верхних ступеней ракет-носителей «Союз-У», «Союз-2-1А», «Союз-2-1В», «Протон-М», «Зенит», а также камеры сгорания для ракеты «Ангара». Финансирование проекта предполагается в рамках госпрограммы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2018–2027 годы».

Подрядчика на эти работы КБХА ищет с лета 2021 года. За это время каждый конкурс по одному разу был признан несостоявшимся.

На тендер по первому этапу ранее также заявлялись «Грейтстрой» и «Гидроавтоматика», но не были допущены из-за несоответствия заявок. В частности, казанская компания не представила документы на гальваническую линию, а выписка на гидравлический пресс для изготовления изделий из пластмасс не соответствовала «наименованию оборудования, предусмотренного для закупки». Что именно не представила «Гидроавтоматика», в документации не раскрывается. На конкурс по второму этапу заявок изначально не поступило вообще.

Отметим, что «Грейтстрой» уже является партнером КБХА. В конце сентября компании достался подряд на реконструкцию и техническое перевооружение цехов воронежского конструкторского бюро для серийного изготовления двигателей 14Д23. В числе прочих конкуренцию ему составляла и «Гидроавтоматика».

В КБХА не комментируют программы модернизации производства.

Сергей Калашников

Вся лента