Дороги вложили в федеральный карман

Инфраструктура

Петербург, с 2021 года вошедший в национальный проект «Безопасные качественные дороги» (БКАД), рассчитывает на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры со стороны федерального бюджета в следующем году в размере не менее 2,8 млрд рублей. О том, в какой степени готовности объекты, которые ремонтируются уже сейчас, и о планах на будущее рассказали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).

С 2021 года в число участников нацпроекта вошла Санкт-Петербургская агломерация, с ежегодным объемом федерального финансирования 1,5 млрд рублей (1 млрд рублей — Петербургу и 0,5 млрд рублей — Ленинградской области), сообщили изданию в аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего проект, добавив, что аналогичные средства заложены на 2022 год.

Санкт-Петербург и Ленинградская область — единая агломерация, вторая по численности населения в России. Ее транспортный комплекс — это крупнейшие морские порты, сети железных и автомобильных дорог, системы водного транспорта и воздушного сообщения. Агломерация обслуживает грузопотоки внутри страны и обеспечивает внешнюю торговлю, объясняют чиновники необходимость включения в БКАД.

Программа БКАД реализуется в России с 2017 года, в рамках этого нацпроекта в ближайшие три года планируется направить более 172,3 млрд рублей из федерального бюджета регионам на ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог. В пресс-службе одной из крупнейших государственных лизинговых компаний напоминают, что в рамках нацпроекта также поставляются машины на метане: так, предприятие обновило более 1 тыс. подвижного состава в 17 регионах, в том числе 835 экологичных автобусов на КПГ. Общий объем инвестиций в закупку техники составил 16,7 млрд рублей, из которых 9,3 млрд рублей было выделено из федерального бюджета, а 7,4 млрд рублей — привлечено.

Согласно паспорту нацпроекта, к 2024 году Петербургу необходимо достичь показателя нормативности дорог в размере 85%. Сейчас, по данным КРТИ, доля автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, соответствующих нормативным требованиям, составляет 71,4%. При существующих темпах работы и финансировании целевой показатель будет достигнут, уверяют в ведомстве.

Программа ремонта

Общая сумма лимита финансирования на ремонт дорог в 2021 году составляет 6 млрд рублей, из них 4,1 млрд рублей — из бюджета Петербурга, 1 млрд рублей — из федерального бюджета на национальный проект «Безопасные качественные дороги», 900 млн рублей — в рамках федеральных средств из резервного фонда правительства РФ. До конца года планируется выполнить работы на 78 адресах общей площадью почти 2,4 млн кв. м и протяженностью 135,61 км. Из них в рамках реализации нацпроекта будет отремонтировано 40 объектов.

«В этом году выделение средств из федерального бюджета на ремонт дорог намного больше обычного, в предыдущие годы таких объемов мы не получали. Исходя из технических возможностей наших подрядчиков, мы были бы готовы освоить еще как минимум 2–3 млрд рублей, если бы эти средства были добавлены»,— говорит глава КРТИ Андрей Левакин.

Среди завершенных объектов, которые ремонтировались в Петербурге в рамках программы БКАД в 2021 году, участок Песочной набережной, проспект Энгельса от Парнасского путепровода до КАД, Тихорецкий проспект от улицы Гидротехников до Светлановского проспекта, 2-й Муринский проспект, Коннолахтинская дорога, четная сторона набережной Черной речки от улицы Савушкина до Школьной улицы и от дома 2 до улицы Академика Шиманского, Ленинградская улица от Лесной улицы и Речной улицы до границы поселка Песочное, улица Володарского в Сестрорецке от площади Свободы до Приморского шоссе, улица Восстания вдоль Финского залива до улицы Зосимова, участки Макаровской улицы от Морского завода до Докового моста, Арсенальная улица, Балтийская улица от Кировской площади за Михайловским переулком, проспект Буденного, площадь Конституции на пересечении Ленинского проспекта и Краснопутиловской улицы, улица Братьев Горкушенко (от Эрлеровского бульвара до границы с Петродворцом), часть Ропшинского шоссе, Полюстровский проспект от Пискаревского проспект до 1-го Муринского проспекта, Рябовское шоссе от Сосновского проспекта до КАД, Кузьминское шоссе, проспект Александровской Фермы и Полевая улица.

До конца года будут отремонтированы Пискаревский проспект от Свердловской набережной до Муринской дороги, участок Московского шоссе, Заречная улица от Парковой улицы до улицы Вологдина, улица Карпинского от улицы Верности до Северного проспекта и улицы Руставели, улица Куйбышева от Троицкой площади до Петроградской набережной, улица Профессора Попова, Якорная улица, четная сторона набережной Обводного канала от Московского проспекта до Измайловского бульвара, участки проспекта Маршала Жукова, улица Танкиста Хрустицкого от проспекта Ветеранов до проспекта Народного Ополчения, Трамвайный проспект, улица Новые Заводы, Фронтовая улица, Краснопутиловская улица от площади Конституции до Кубинской улицы, проспект Обуховской Обороны, Литейный проспект от Невского проспекта до Литейного моста, улица Александра Матросова от Елизаветинской улицы до Павловского шоссе, а также улица 1-я Конная Лахта.

Объемы предстоящего года

Согласно проекту бюджета на 2022–2024 год, в дорожном фонде Петербурга на следующий год заложено 8 млрд рублей в рамках текущего ремонта трасс и 2 млрд рублей на капитальный ремонт. В целом на финансирование мероприятий по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры из федерального бюджета в 2022 году уже предусмотрен объем средств в размере не менее 2,8 млрд рублей, в 2023 году — не менее 5 млрд рублей, отмечают в КРТИ. Список объектов, которые будут отремонтированы в эти годы, будет уточнен к ноябрю, добавляют в ведомстве.

Петербургом сформирован перечень дорог, входящих в агломерацию. Он состоит из 786 объектов улично-дорожной сети общей протяженностью более 1,7 тыс. км.

С учетом прогнозного ежегодного износа дорожного покрытия на 4% в год необходимо выполнить ремонт дорожных покрытий общей площадью 24,51 млн кв. м в течение 2021–2024 годов, поясняли ранее в КРТИ. Все проекты, которые реализует ведомство, направлены на формирование эффективного транспортного каркаса города, который поможет снизить нагрузку на существующую улично-дорожную сеть и улучшит качество жизни, добавляют в ведомстве. Среди трудностей в КРТИ выделяют недостаточное финансирование или не всегда согласованные действия между смежными ведомствами. «Сложности в основном бывают связаны с такими обстоятельствами, которые влияют на своевременность начала работ на объектах. Так, например, в связи с проходившими в этом году в городе масштабными мероприятиями, такими как ПМЭФ, "Алые паруса", парад ко Дню ВМФ, "Евро-2020", некоторые работы были сдвинуты по срокам»,— поясняет господин Левакин.

Согласно проекту адресной программы ремонта дорог на 2021–2023 годы, планируется реконструировать почти 1,6 млн кв. м дорог протяженностью более 76 км. Это соответствует лимиту финансирования в объеме 5,4 млрд рублей, но в случае увеличения финансирования до 8 млрд рублей объемы работ возрастут. В последней версии документа указано, что ремонт будет произведен на 6,9 км улиц Выборгского района, 8,6 км дорог Калининского района, более 8,7 км трасс Невского района, 2,1 км — Василеостровского района, 1,6 км — Петроградского района, 1 км — Центрального района, почти 1,6 км — Колпинского района, почти 10 км — Пушкинского района, 1,2 км — Курортного района, 4,2 км — Красногвардейского района, 7,7 км — Приморского района, 1,4 — Кронштадского района, 4,4 км — Кировского района, 10 км — Красносельского района, 1,8 км — Московского района, 6,3 км — Фрунзенского района.

В последние годы правительством уделяется немало внимания развитию дорожной инфраструктуры Петербурга, считают эксперты. Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» и прочим программам государственной поддержки дорожной отрасли город преображается и очевидно, что темпы этого преображения довольно высоки, считает топ-менеджер одной из компаний — поставщиков строительных материалов Игорь Левченков. «С такой же очевидностью можно утверждать, что темпы, которыми развивается дорожная отрасль, далеки от темпов жилищного строительства, которое сосредоточено вблизи границ Петербурга. Как следствие, образуются пробки и заторы при въездах в город и заторы на выездах из густонаселенных районов»,— говорит он.

В БКАД принимает участие и Ленинградская область, напоминают в КРТИ. Петербургские адреса, ремонтируемые в рамках БКАД, синхронизированы с областными, то есть проведение работ запланировано на смежных участках автомобильных дорог двух регионов, подчеркивают в ведомстве.

Артем Кирсанов

Вся лента