Гонка вооружений

Колонка редактора

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Спровоцированный пандемией экономический кризис оказался той последней каплей, которая переполнила чашу терпения собственников небольших банков. Если раньше те пытались поддерживать в них жизнь за счет собственных ресурсов, невзирая на все сложности, то теперь на этой идее был поставлен крест. Как показало исследование «Эксперт РА», в прошлом году банки чаще самоликвидировались, чем теряли лицензию по решению Центробанка. Это произошло впервые, и число подобных случаев, скорее всего, будет расти, ведь света в конце туннеля пока не видно.

В этих условиях на банковский рынок зашли маркетплейсы, которые получили возможность купить не самых сильных игроков по выгодной цене. Все началось с того, что крупнейший российский онлайн-ритейлер Wildberries приобрел входивший в четвертую сотню «Стандарт-кредит». После этого его примеру последовали Ozon и Yandex, ставшие владельцами Оней-банка и «Акрополя». Свою мотивацию покупатели объясняют желанием развивать на базе кредитных организаций финансовые сервисы для клиентов и поставщиков. Но при этом ничто не мешает им рано или поздно выйти за обозначенные рамки.

Визит онлайн-игроков на новый рынок имеет и символическое значение. Если раньше кредитные организации пытались играть на поле маркетплейсов, развивая электронную коммерцию, то теперь ситуация перевернулась. Таким образом, в противостоянии между онлайн-гигантами и крупными банками открывается новый фронт — финансовый. У каждой из сторон в этом все более масштабном противостоянии есть своя лояльная аудитория — вопрос в том, кто лучше знает ее потребности и сможет им отвечать.

Константин Куркин, редактор Business Guide «Финансовые инструменты. Банк»

Вся лента