Медиков отправили в изоляцию

Суд поместил в СИЗО фигурантов дела о гибели младенца

Российское общество неонатологов и «Лига защиты врачей» готовят обращения в правительство и к общественности в защиту и. о. главного врача роддома №4 в Калининграде Елены Белой и реаниматолога-анестезиолога регионального перинатального центра Элины Сушкевич. Медиков, обвиняемых в смерти младенца и в декабре 2020 года оправданных судом присяжных в Калининграде, 4 октября отправил в СИЗО Мособлсуд. Суд принял во внимание доводы обвинения, которое настаивало, что врачи могут скрыться и продолжить преступную деятельность, к тому же не имеют московской прописки. Часть коллег обвиняемых считают процесс «делом защиты чести и достоинства всего неонатологического и врачебного сообщества России».

Глава НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, анестезиолог-реаниматолог перинатального центра Элина Сушкевич и бывшая и. о. главного врача Роддома № 4 Калининграда Елена Белая

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Элину Сушкевич и Елену Белую взяли под стражу в зале суда в понедельник. По словам их адвокатов, об избрании меры пресечения ходатайствовал гособвинитель. Согласно постановлению суда, медикам предстоит провести в СИЗО №6 в Печатниках три месяца. Адвокат Элины Сушкевич Андрей Золотухин сообщил “Ъ”, что будет обжаловать решение, однако апелляция, которая «может дать шанс на менее строгую меру пресечения», состоится «в лучшем случае через месяц».

Елене Белой и Элине Сушкевич предъявлено обвинение в убийстве новорожденного (ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии»). Елена Белая проходит как организатор преступления (ч. 3 ст. 33 УК РФ), ее также обвинили в превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ). Речь идет о событиях в ноябре 2018 года, когда в роддом Калининграда поступила гражданка Узбекистана на 23–24-й неделе беременности. Она родила мальчика весом около 700 г. По версии следствия, и. о. главного врача Белая опасалась ухудшения показателей статистики, а также решила «сэкономить ресурсы» — не использовать дорогостоящий препарат, который рекомендуется давать детям в таких ситуациях. Для этого, утверждает следствие, она отдала указание Элине Сушкевич ввести ребенку смертельную дозу сульфата магния. После этого «в историю родов были внесены заведомо ложные сведения о том, что имел место факт гибели плода».

Защита обращает внимание на то, что обвинение против Елены Белой и Элины Сушкевич базировалось в основном на свидетельских показаниях работников роддома. Завотделением новорожденных Татьяна Косарева сообщила следователям, что на совещании с медперсоналом Елена Белая выражала недовольство появлением недоношенного ребенка и отчитывала коллег за попытки спасти ребенка без шансов на выживание и «порчу статистики». Заведующая родильным отделением Татьяна Соколова и неонатолог роддома Екатерина Кисель подтвердили это. Защита отмечала, что мать новорожденного принимала в ходе беременности препарат, который содержал магний (отсюда и следы вещества в крови младенца). Ребенок родился с экстремально низкой массой тела, незрелыми внутренними органами, был «нежизнеспособен, он не мог поддерживать свои жизненные функции без специальных условий». Адвокаты госпожи Сушкевич поставили под сомнение показания свидетелей обвинения, а суд адресовал вопрос о том, вводила ли Элина Сушкевич ребенку сульфат магния, коллегии присяжных, и получил отрицательный ответ.

В декабре 2020 года Калининградский облсуд на основании вердикта присяжных оправдал Элину Сушкевич и Елену Белую. Однако прокуратура подала апелляционное представление, и в мае 2021 года Первый апелляционный суд общей юрисдикции в Москве отменил оправдательный приговор по резонансному делу об убийстве младенца. Апелляционная инстанция решила, что на присяжных было оказано давление со стороны общественности и СМИ. В июне 2021 года Верховный суд по ходатайству замгенпрокурора Игоря Ткачева перенес повторное рассмотрение уголовного дела из Калининграда в Московский областной суд. В ходатайстве господин Ткачев обращал внимание на поддержку подсудимых врачебным сообществом, из-за чего калининградские присяжные могут быть необъективными, опасаясь в дальнейшем получить некачественную медпомощь.

По словам адвоката Андрея Золотухина, первое заседание в Мособлсуде обещало быть «формальным и без сюрпризов». «Заключение под стражу стало полной неожиданностью»,— сказал он “Ъ”. Суд объяснил, продолжает господин Золотухин, что обвиняемые могут скрыться, воспрепятствовать процессу, в том числе через СМИ, а также продолжить «преступную деятельность». «И самое циничное, на мой взгляд, судья упомянул, что подсудимые не имеют регистрации на территории Московского региона»,— добавил адвокат.

По мнению защиты, доказательств того, что медики могут скрыться от следствия, не представлено (у Элины Сушкевич, по словам адвоката, нет загранпаспорта). Кроме того, пока дело рассматривали в Калининграде, обвиняемые находились под домашним арестом и режим не нарушали. «Я всё больше понимаю, как непросто будет совместить работу с заседаниями,— написала в Facebook госпожа Сушкевич 17 сентября.— Очень хочется присутствовать лично в суде, а не быть онлайн. Пока всё складывается, но ковид, сезонность и вечный дефицит кадров вносят свои коррективы!»

«У Элины Сергеевны полный график дежурств на октябрь, а в центре — дефицит кадров»,— подтвердила “Ъ” юрист Российского общества неонатологов, старший преподаватель РУДН Диана Мустафина-Бредихина. Она называет арест калининградских медиков «прямым ударом по всему медицинскому сообществу в Международный день врача (отмечают 4 октября.— “Ъ”)». С ней соглашается президент межрегиональной общественной организации «Лига защиты врачей» Семен Гальперин: «Не припомню случаев, когда было бы вот так опротестовано решение суда, тем более суда присяжных. Я считаю, что это очень плохой знак и сигнал медицинскому сообществу, что на него снова будут давить».

По словам госпожи Мустафиной-Бредихиной, количество уголовных дел против медработников растет в течение последних шести лет, при этом до сих пор все приговоры по ст. 105 (убийство) отменялись: «Видимо, для прокуратуры важно сделать показательный процесс наказания врача, чтобы в какой-то степени развязать себе руки и дальше усиливать прессинг». Она утверждает, что Российское общество неонатологов готовит обращение в поддержку медиков. Ранее неонатологи выразили надежду, что следователи «сделали все возможное, чтобы обвинение Элины Сушкевич и Елены Белой стало не очередным "делом врачей", а делом защиты чести и достоинства всего неонатологического и врачебного сообщества России». Обращение к правительству и коллегам пишут, по словам Семена Гальперина, и в «Лиге защиты врачей».

Следующее судебное заседание, по информации Андрея Золотухина, назначено на 15 октября.

Наталья Костарнова

Вся лента