Свет в конце полугодия

Нижегородская промышленность активно восстанавливается: по итогам первого полугодия индекс промпроизводства составил 114,5%, а некоторые отрасли, например автопром, вышли на уровень докризисного 2019 года. В областном правительстве отмечают, что на статистику повлияла не только низкая база прошлого года, но и меры господдержки, которые в этом году будут продолжены. Эксперты говорят, что характер и динамика восстановительного роста, а также во­зобновление приостановленных инвестпроектов позволяют оптимистичнее смотреть на итоги года.

По итогам полугодия индекс промпроизводства в Нижегородской области достиг 114,5%, причем июнь был еще более успешным — 129,1%. Наибольшие темпы, по данным областного минпрома, в первом полугодии продемонстрировали производители электроники (138,4% к первому полугодию 2020 года), автопрома (135,5%), деревообработки (135,4%). Заметно вырос несырьевой неэнергетический экспорт: за период с января по май — почти на 47% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до $1,7 млрд.

«Первое полугодие 2021 года стало периодом восстановительного роста промышленности после непростого 2020 года.

Конечно, на статистику повлияла низкая база прошлого года. Но сам факт положительной динамики, выхода в плюс показывает, что решения, принятые для борьбы с экономическими последствиями распространения коронавируса, были верны и своевременны», — прокомментировал итоги полугодия губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. «Положительная динамика — результат общих усилий предприятий, правительства, депутатов, — подтвердил спикер законодательного собрания Евгений Люлин. — Перед нами стояла непростая задача — создать систему, при которой соблюдались бы меры по противодействию распространению коронавируса. При этом предприятия продолжали бы свою работу и могли воспользоваться мерами господдержки. Эта система была создана и доказала свою эффективность на практике».

Автопром разгоняется

Некоторым предприятиям удалось выйти на допандемийный уровень. Темпы роста отгрузки в автопроме — ключевой для экономики региона отрасли — составили 153,2%, объемы выросли до 142,2 млрд руб. «Это почти четверть совокупного объема отгрузки всех обрабатывающих производств региона. Также важно отметить, что объем отгрузки автопроизводителей в первом полугодии 2021 года существенно выше показателя первого полугодия 2019 года (116,1 млрд руб.), что говорит о полном восстановлении нижегородского автопрома», — отмечают в министерстве.

Региональную статистику по этой отрасли подтверждает аналитика Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. По его данным, продажи легких коммерческих грузовиков под маркой ГАЗ выросли на 20% — с 19,8 тыс. в первом полугодии 2020 года до 23,8 тыс. за шесть месяцев 2021-го. «Динамика рынка превышает ожидания. Отсрочка повышения утилизационного сбора поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на автомобили. Ситуация с COVID-19 ухудшается, но мы надеемся, что полного локдауна удастся избежать. Несмотря на сложности с поставкой полупроводников и повышение цен на металл, нам представляется, что удастся не допустить резкого падения продаж в 2021 году и в ближайшие месяцы мы увидим коррекцию», — комментировал итоги полугодия глава Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

И хотя в июле и августе рынок в целом сокращался (на 6,5% и 17% соответственно), Горьковскому автозаводу удалось сохранить положительную динамику: в июле, по данным АЕБ, было продано на 29% больше грузовиков ГАЗ, в августе — на 34%.

Новые старты

Первое полугодие для промышленников оказалось позитивным не только с точки зрения роста показателей — весной и летом были презентованы результаты крупных инвестиционных проектов, подготовке которых не помешала пандемия.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

«Несмотря на непростую ситуацию, в которую всех погрузил 2020 год, ООО „ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез“ продолжило реализацию инвестиционной программы по модернизации и строительству новых производственных мощностей», — комментируют на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа.


Так, в июне на предприятии завершилось строительство установки изомеризации «Пенекс», которая позволит увеличить производство высокооктанового компонента для автомобильных бензинов на 400 тыс. т в год. В июле стартовал выпуск полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) — первый этап модернизации битумного производства. Эти вещества применяют при производстве асфальтобетона для автомобильных дорог, и ЛУКОЙЛ рассчитывает удовлетворить растущий спрос на модифицированный битум для строительства качественных магистралей.

Кроме того, на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа завершается строительство нового комплекса переработки нефтяных остатков. Его запуск осенью этого года позволит сократить выпуск топочного мазута на НПЗ на 2,6 млн т в год и увеличить производство дизельного топлива Евро-5 на 0,7 млн т в год. В результате глубина переработки нефти на заводе достигнет 97%, выход светлых нефтепродуктов увеличится до 74%.

Холдинг «Группа ГАЗ» Олега Дерипаски в мае начал серийное производство нового коммерческого автомобиля — «Газель NN». Эту модель на ГАЗе называют родоначальником нового поколения автомобилей марки ГАЗ — платформой для дальнейшего развития, на базе которой будут создаваться модели и модификации коммерческого транспорта. Выпуск «Газели NN» начался с бортовых модификаций и цельнометаллических фургонов полной массой 3,5 т, в дальнейшем на платформе «NN» появятся машины нового поколения полной массой от 2,5 до 4,6 т с различными типами кузова, колесными базами и вариантами спецтехники для российского и экспортных рынков. В машине новый интерьер кабины, новый интерфейс взаимодействия водителя и автомобиля, большое количество технологических и конструкторских изменений, среди которых шестиступенчатая коробка передач и новая тормозная система. Но ключевое отличие новой «Газели» от предыдущих поколений LCV ГАЗа — переход от аналоговой к цифровой модели управления. «С выпуском этой машины мы начинаем процесс перехода к „цифре“, который в дальнейшем затронет всю линейку автомобилей ГАЗ. Универсальность, масштабируемость, цифровизация — три базовых принципа, которые позволят постоянно наращивать сложность выполняемых автомобилем задач, расширять его функциональность и внедрять не только уже существующие, но и перспективные или даже прогнозируемые системы в соответствии с требованиями завтрашнего дня», — прокомментировал запуск нового производства президент холдинга «Группа ГАЗ» Вадим Сорокин. Кроме того, в сентябре на выставке Comtrans-2021 в Москве холдинг представил 15 моделей автомобилей и автобусов с новыми разработками. В их числе, например, водоробус «Газель City» и электромобиль «GAZelle e-NN».

Не останавливаться на достигнутом

В первом полугодии промышленники подтвердили свои инвестиционные планы на ближайшие годы. Так, в мае Минпромторг РФ одобрил заявку ООО «Эколант» (проект владельца Объединенной металлургической компании Анатолия Седых) на заключение специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0) для строительства в Выксе электрометаллургического комплекса с инвестициями 150 млрд руб. Комплекс мощностью 1,8 млн т стали в год планируют построить к 2025 году. Сталь будет производиться из горячевосстановленного железа, получаемого здесь же из природного газа и железорудного сырья. Большая часть стали «Эколанта» будет перерабатываться на заводах ОМК, в том числе на Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ). По оценке Минпромторга РФ, это самый крупный проект десятилетия в отечественной металлургии, а часть технологических решений, которые будут применены в комплексе «Эколант», не имеют аналогов в Европе. Кроме того, в ближайшие годы ОМК намерена обновить производство сварных труб для ТЭК, продукции для атомной отрасли, открыть новое производство бесшовных труб, модернизировать выпуск рессор для грузовых машин, производство деталей трубопроводов и комплекс железнодорожных колес.

На Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа в июле заложили первый камень строительства крупнейшего производства полипропилена, которое будет интегрировано в производственную схему завода.

Общий объем инвестиций в проект оценивается в 61 млрд руб. Окончание строительства запланировано на 2025 год. Предприятие будет производить до 500 тыс. т полипропилена в год. Сырьем для производства станет пропилен с двух модернизируемых установок каталитического крекинга мощностью 4 млн т в год, расположенных на этом же НПЗ. По словам президента ПАО ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова, комплекс станет крупнейшим в России производством полипропилена, интегрированного в структуру НПЗ.

СИБУР в июле объявил о начале модернизации оборудования на площадке в Дзержинске. Как сообщили в компании, проект позволит увеличить объемы производства эквивалентной окиси этилена на 18,6%, до 355,6 тыс. т в год, и на треть — товарной окиси этилена, до 168 тыс. т.

«В рамках проекта на производстве окиси этилена и гликолей будет установлено или частично заменено реакторное, динамическое, колонное, энергетическое и теплообменное оборудование. Это позволит использовать более дешевые и вместе с тем более селективные катализаторы, преобразовать образующееся в производственном процессе тепло в технологический пар, снизить потребление электроэнергии и воды», — отметили в СИБУРе.

Целлюлозно-бумажный комбинат «Волга» в сентябре объявил о новом инвестиционном проекте. Компания вложила 5 млрд руб. в новое оборудование и планирует выпускать тарные виды бумаги и картона, которые используются для последующего производства гофрокартона. Проект планируется реализовать к марту 2023 года. В результате объемы выпуска бумаги на «Волге» вырастут на 42% к 2024 году.

Оптимистичные прогнозы

Оценивая перспективу, генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) Валерий Цыбанев настроен оптимистично: «Надо полагать, что второе полугодие для ведущих отраслей обрабатывающего производства региона будет не менее успешным. Правительство России приняло решение выделить 15 млрд руб. на закупку автобусов и мобильных медицинских комплексов, что, безусловно, поддержит ГАЗ и работающие с ним в кооперации предприятия», — заявил он на общем собрании НАПП, посвященном итогам полугодия. Глава ассоциации также напомнил, что «в ускоренном темпе завершаются работы, связанные с реализацией инвестпроектов, приостановленных в прошлом году», что «тоже даст прибавку к общим объемам производства».

«Характер и динамика восстановительного роста первого полугодия привела к пересмотру прогнозных оценок роста экономики, потребления и инвестиций в 2021 году в сторону повышения», — подтверждает Ольга Изряднова, ведущий научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. По ее оценке, во втором квартале 2021 года не только были преодолены негативные последствия локдауна 2020 года, но наметился рост относительно первого полугодия 2019 года.

В областном правительстве готовы и дальше подставлять «плечо» промышленникам, особенно — заинтересованным в инвестициях.

«Для дальнейшего стимулирования роста экономики правительство региона приняло решение о докапитализации Фонда развития промышленности в общей сложности на 208 млн руб. за счет регионального бюджета. Из федерального на эти цели выделено еще 26 млн. Это позволит нам привлечь в регион софинансирование по линии фонда на реализацию проектов промышленных предприятий в сумме вдвое большей по таким программам, как „Проекты развития“, „Комплектующие изделия“, „Производительность труда“ и „Проекты лесной промышленности“. Более того, эти средства дадут нам возможность запустить новые собственные программы регионального фонда», — отмечает губернатор Глеб Никитин. «Депутаты вместе с правительством области, экспертами Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей постоянно работают над совершенствованием мер поддержки региональной промышленности. Устанавливаются налоговые льготы, пониженные ставки налога на имущество. Эта командная работа будет оставаться залогом успешного преодоления кризисных явлений в экономике», — заключает спикер законодательного собрания Евгений Люлин.

Татьяна Салахетдинова

Вся лента