Сестра тесноты

Фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки»

Фильм «Разжимая кулаки» Киры Коваленко выходит в российский прокат после международного признания — главной награды престижной каннской программы «Особый взгляд». Почему этот действительно особый, снятый на редко звучащем с экрана осетинском языке фильм воспринимается как универсальный, объясняет Андрей Плахов.

Атмосферу разлитой в воздухе истерики передает мечущаяся, но при этом точно нацеленная на главные объекты камера

Фото: Нон-стоп Продакшн

«Разжимая кулаки» — голос с Северного Кавказа. Территории, некогда покоренной Россией, многими чертами схожей с российской провинцией, но резко отличающейся от нее нравом, темпераментом и менталитетом местных жителей. Жизнь героев картины протекает на пыльных дорогах в раздолбанных машинах, в ветхих домах, где из крана течет ржавая вода, а люди травмированы террором среды в прямом и переносном смысле. Эту атмосферу разлитой в воздухе истерики передает мечущаяся, но при этом точно нацеленная на главные объекты камера Павла Фоминцева. Передают ее и исполнители главных ролей, из которых только часть профессиональные актеры.

Ада (Милана Агузарова) работает в придорожном магазине, куда ее отвозит на старенькой «Ниве» и обычно забирает обратно домой отец (Алик Караев). Живет под опекой этого заботливого папаши и младшего брата Дакко (Хетаг Бибилов), которые любят ее так сильно, что иногда хочется их убить. Еще ее сильно любит некий Тамик (Арсен Хетагуров), набивающийся в женихи, девушка терпит его ухаживания, но по большому счету не жалует.

Ее тело и душа ранены Бесланом, хотя это слово ни разу не произносится. И еще они придушены теснотой ущелья: в нем стоит дом семьи, отделенный стеной от Транскавказской магистрали, которая ведет в большой просторный мир и по которой некогда умчался старший брат Аким (Сослан Хугаев). Ада ждет, что в один прекрасный день он вернется за ней и увезет в далекие края, где ей не будут запрещать пользоваться духами и прятать ее паспорт, чтобы она не могла сбежать.

Эта картина — родная сестра «Тесноты» Кантемира Балагова, героиня которой тоже была задавлена удушающей опекой семьи, клана и патриархального окружения. И Балагов, и Коваленко — уроженцы Северного Кавказа, выпускники кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, сумевшего сотворить чудо — запустить целый национальный, точнее региональный, кинематограф. Талантливых ребят и девушек поддержал продюсер Александр Роднянский. Есть у Коваленко еще один «брат» из той же мастерской — Владимир Битоков, снявший фильмы «Глубокие реки» и «Мама, я дома»: в обоих тоже есть мотив бегства из тесноты кавказских ущелий — правда, бегут оттуда не женщины, а мужчины.

Но как Ада отличается от обоих своих братьев, так Кира Коваленко выделяется из коллектива сокуровской мастерской. Ее кино более цельное, энергичное и даже более «мужское». Это тем более впечатляет, что оно не только снято женщиной и о женщине, но и по внешним признакам идеально вписывается в череду картин на модную тему. Дело может происходить в наши дни в какой-нибудь забытой богом деревне в Румынии или Косово, а может даже в XIX веке в Дании или на американском ранчо, но это все тот же хорошо знакомый сюжет о попытках молодой женщины вырваться из плена токсичной среды. Такие фильмы сейчас приветствуются на международных фестивалях и часто поощряются призами. И почти столь же часто остается ощущение, что поощряются не сами фильмы, а их вписанность в актуальную конъюнктуру.

Так вот, к картине «Разжимая кулаки» это ни в коей мере не относится. Она вырастает не из «повестки», а из реальности — в той же степени, в какой вырастали в свое время фильмы французской или чешской «новой волны». Или американских «независимых». Или итальянского «кино контестации», пришедшего на смену неореализму. Один из таких фильмов, изменивших полвека с лишним назад кинопейзаж, был поставлен молодым режиссером Марко Беллоккьо и назывался «Кулаки в кармане». Речь в нем шла о семье и о том, как мятежная юность рвется вон из этой совсем не такой уж здоровой «ячейки общества». При всех отличиях итальянской семьи от кавказской метафора отчаянно сжатых кулаков годится для обоих случаев.

Вся лента