«Самому себе ставить оценки — дело неблагодарное»
Бывший глава города, недавно избранный депутатом Госдумы, Евгений Первышов — о главных проектах Краснодара
Экономика Региона: Евгений Алексеевич, как вы оцениваете итоги вашей работы на посту главы города за пять лет? Чем готовы гордиться, а что не получилось осуществить?
Евгений Первышов: Оценивать мою работу прежде всего должны жители Краснодара. Самому себе ставить оценки, я считаю,— дело неблагодарное.
По основным моментам «до и после» скажу. На должность главы Краснодара, как вы помните, я вступил в декабре 2016 года. Город в то время был далеко не в лучшем состоянии, это мягко говоря. Долговая нагрузка бюджета составляла около 9 млрд руб., плюс непогашенная кредиторка в 3,5 млрд — это деньги, которые должен был бюджет за выполненные работы, за поставленные товары подрядчикам.
И отсюда — скопившийся ворох проблем: острая нехватка мест в школах и детских садах из-за недостаточных темпов строительства социальных объектов, в городе практически не ремонтировались дороги, не обновлялся общественный транспорт.
Конечно, нужно было прежде всего наводить порядок в финансовой сфере. Кредиторку мы ликвидировали полностью, долговую нагрузку существенно снизили, в том числе за счет перекредитования под более низкие проценты в коммерческих банках, за счет государственных кредитов. Собственные доходы у нас увеличились в 1,3 раза.
В дальнейшем при поддержке администрации Краснодарского края, губернатора Кубани, благодаря участию в федеральных программах и нацпроектах нам многое удалось сделать.
За пять лет мы построили 16 новых школ в разных микрорайонах города, в пригородных населенных пунктах. Только в этом году 1 сентября открыли свои двери пять новых школ. Никогда такого в истории города не было!
Построены и введены 20 новых детских садов. Таких темпов и объемов город не знал даже в советское время.
Благоустроены либо созданы с нуля 26 зеленых зон с учетом четырех территорий, которые приведем в порядок в 2021 году.
А дороги? Даже мои оппоненты не могут не признать, что за пять лет в краевом центре их состояние кардинально улучшилось. Здесь тоже — хорошие объемы пятилетки. Более 300 км дорог по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», краевым программам, за счет выпуска муниципальных облигаций мы привели в порядок.
Что касается обновления общественного транспорта — приобрели 103 новых трамвайных вагона и 12 новых троллейбусов.
Впервые за 20 лет строится новая трамвайная ветка по ул. Московской, идет проектирование еще двух трамвайных линий — в Восточно-Кругликовский микрорайон и на Гидрострой.
«Впервые за 20 лет строится новая трамвайная ветка по ул. Московской, идет проектирование еще двух трамвайных линий — в Восточно-Кругликовский микрорайон и на Гидрострой.»
Возвращено в муниципальную собственность более 400 гектаров земли, которые используем только в общественных целях — под зеленые зоны, пешеходные пространства, под строительство новых социальных объектов — школ, детских садов, спортивных площадок и спорткомплексов.
Конечно, до решения всех вопросов еще очень далеко, но то, что город изменился в последние годы, отмечают и гости Краснодара, и сами жители. И для меня это главная оценка моей работы на посту главы.
ЭР: В начале 2017 года в одном из первых интервью на посту главы города вы заявили, что «никакие утопические идеи в Краснодаре рассматриваться не будут, время прожектов и обещаний прошло, нужно действовать». Удалось сдержать это обещание?
Е. П: Считаю, да. Никаких «воздушных замков» мы не строили и занимались городом вплотную, его самыми острыми и важными проблемами. Хотя один замок все же город приобрел — мы оформили в муниципальную собственность огромный недострой в одном из городских парков Краснодара, который уже окрестили краснодарским Хогвартсом. Он ждал своей участи почти 10 лет. Теперь он в собственности города, мы сделаем из него огромный творческий центр для детей.
Ну а в целом, конечно, мы строили и перспективные планы, и ставили цели, которых невозможно достичь сразу, как бы этого ни хотелось. Но без этого невозможно движение вперед. Это и исторический квартал, и проект «7 улиц», и строительство транспортного коридора по Тихорецкой на трассу М-4 «Дон» — по сути новый въезд в город, и проект по строительству единой пешеходной набережной от Юбилейного микрорайона до Тургеневского моста. Долгий путь мы проходим для благоустройства Карасунских и Покровских водоемов: сейчас наконец оформляем их как пруды — с этой самой поры город получил право заниматься их благоустройством.
Понятно, что этим будет заниматься уже другой мэр, но самый сложный, хоть и незаметный, путь оформления и придания нужного статуса — пройден.
По всем этим проектам работа идет, может быть, для большинства горожан она не видна, потому что это проработка, проектирование, экспертизы, выкуп земли и так далее. Но все это — полезные и нужные городу проекты, которые, я уверен, обязательно воплотятся в жизнь. Пусть уже и при другом мэре — неважно, но они способны кардинально изменить город, сделать его еще более современным и комфортным для людей.
ЭР: Назовите три главные проблемы Краснодара, которые мешают ему прямо сейчас стать лучшим городом для жизни в России. Как их можно решить, по вашему мнению?
Е. П: Для начала — с большим сомнением отношусь ко всем этим рейтингам: лучший город, самый комфортный, наиболее инвестиционно привлекательный… Кто их составляет, по каким критериям, чье мнение учитывается? Это все очень спорно.
А по главным проблемам — скажу. Они лежат на поверхности.
Автомобильные пробки, устаревшая коммунальная инфраструктура, недостаточное количество школ и детских садов.
Вот главные. Как решать? Комплексно. Например, как улучшить транспортную ситуацию на дорогах при том, что мы занимаем первое место в России по количеству машин на душу населения — 437 авто на тысячу жителей, у нас зарегистрировано порядка 500 тыс. транспортных средств. Плюс ежедневная маятниковая миграция составляет 180–200 тыс. автомобилей. Сейчас коэффициент нагрузки по основным магистралям превышает норматив в 2,5 раза. Мы об этом неоднократно говорили, специалистами Высшей школы экономики разработана программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодара. И мы поступательно ее реализуем. Это наши проекты изменения структуры городской мобильности, которые предусматривают прежде всего развитие общественного транспорта. Это и обновление подвижного состава, и выделенные полосы, и строительство новых трамвайных линий, и развитие системы городской электрички, и создание транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок.
И, безусловно,— строительство новых дорог, развязок, мостов, объездных магистралей. Многие из этих проектов мы реализуем на городском уровне при поддержке краевых властей, с помощью нацпроектов, таких как «Безопасные качественные дороги», облигационного займа — приводим в порядок улично-дорожную сеть. Но на строительство крупных объектов транспортной инфраструктуры нужны серьезные федеральные средства, миллиардные вложения. Этими вопросами в том числе я и намерен заниматься в Государственной думе.
То же самое с коммунальной инфраструктурой: нужны новые километры ливневой и хозяйственно-бытовой канализаций, новые очистные, новые мощные подстанции и ТЭЦ. Только так город сможет развиваться дальше при том, что население у нас продолжает расти. Опять-таки здесь нужны серьезные государственные и частные инвестиции.
По школам и детским садам — темп строительства мы набрали серьезный, запустили и раскрутили этот социальный конвейер, теперь главное — не останавливаться, строить и строить, по 5–6 школ нужно вводить каждый год, и детских садов не меньше. Только тогда удастся стабилизировать ситуацию и перестать ставить наши «алфавитные» рекорды по количеству первых классов, о которых уже знает вся страна.
Планы выработаны и запущена их реализация, главное — продолжать, не останавливаться.
«Планы выработаны и запущена их реализация, главное — продолжать, не останавливаться.»
ЭР: Каким будет ваше первое решение на должности депутата Госдумы?
Е. П: Думаю, в первую очередь я поблагодарю горожан за поддержку и доверие. А уже потом приступим к работе и начнем осуществлять ту программу, с которой я иду на выборы. Я избирался как одномандатник, поэтому все вопросы развития Краснодара и Динского района для меня имеют главное значение, это — безусловный приоритет.
ЭР: Вы говорили, что в Госдуме хотели бы заниматься вопросами экологии и в первую очередь неочищенными стоками, которые попадают в Кубань. Как вы считаете, реально ли решить эту проблему за следующие пять лет, пока вы будете депутатом Госдумы? Что для этого нужно сделать?
Е. П: Участвовать в федеральных программах и получить серьезное финансирование. Это главное. Все решить за 5 лет — вряд ли, поскольку эти проблемы — с устаревшими системами канализаций, отсутствием очистных — копились десятилетиями. Но начинать нужно. И чем быстрее, тем лучше. Мы, кстати, немало сделали в этом направлении: построили участок ливневого коллектора по ул. им. Петра Метальникова, проложили ливневые сети по ул. Московской, расчистили водоотводной канал балки реки Осечки, ливневый коллектор по ул. Российской. Построили и запустили мощную канализационно-насосную станцию на ул. Петра Метальникова. Мы смогли избавиться от Московского моря, которое так прославилось на всю страну. И все это сделали за счет городского бюджета, привлекли застройщиков к этой работе. Менее чем за полтора года проделали огромный объем работ — собрали воедино все разбросанные и недостроенные части ливневой системы. На многих участках все делали заново — заказывали и получали техусловия, достраивали и подключали сети и в итоге выполнили принципиально важный этап создания всей системы водоотведения северо-восточной части Краснодара. Все это позволило улучшить ситуацию с подтоплениями в северной и северо-восточной части города, но решать эти вопросы нужно более глобально и не только в этой части Краснодара.
ЭР: Кого бы вы хотели видеть на посту главы Краснодара после вас? Может ли кто-то из ваших заместителей занять эту должность? Что бы вы пожелали вашему преемнику?
Е. П: О конкретных персоналиях говорить не буду, этот вопрос — не в моей компетенции. Хотел бы видеть человека грамотного, делового, принципиального, который будет отстаивать интересы Краснодара на всех уровнях и продолжит те проекты, которые мы начали. Я со своей стороны буду ему всячески помогать. А пожелать? Наверное, сил, терпения, выдержки. Это новому главе Краснодара точно понадобится.