Подогреть интерес к цифровизации

Энергетика

Несмотря на то, что топливно-энергетический комплекс является достаточно консервативной отраслью, цифровая трансформация не обошла его стороной. Крупные игроки уже заявляют об экономических эффектах, при этом эксперты уверены, что в ближайшие десять лет общие бюджеты на цифровизацию могут достигнуть сотен миллиардов рублей.

Часть экспертов считает, что нефтегазовый сектор и электроэнергетика пока находятся на начальном пути цифровизации

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Нефтегазовый сектор и электроэнергетика пока находятся на начальном пути цифровизации, считает ряд собеседников BG. «Это более консервативные отрасли, чем, например, банковский сектор или ритейл. Цена ошибки высока, а выгоды от цифровизации все еще не до конца очевидны»,— замечает Дмитрий Стапран, директор направления «Стратегия и операционная эффективность в секторе электроэнергетики» компании PwC в России. Так, недавнее глобальное исследование PwC показало, что лишь 2% электроэнергетических компаний и 7% нефтегазовых можно отнести к цифровым чемпионам. «В России ситуация схожая, и примеров пионеров цифровизации не так много»,— добавляет он.

С тем, что в настоящее время уровень цифровой трансформации российского ТЭК отстает от мирового, соглашается Андрей Горяйнов, заместитель генерального директора SAP CIS. «Мы видим несколько факторов, которые тормозят процесс активного внедрения инноваций. Во-первых, большинство компаний не до конца понимают те возможности, которые может дать цифровая трансформация. Их организационная структура ориентирована на старые подходы. Доверие сотрудников к информационным системам низкое, в силу возраста и привычки они не готовы к инновациям, относятся к ним скептически и настороженно»,— замечает господин Горяйнов.

Второй фактор — устаревшее оборудование, которое не отвечает ключевым требованиям цифровой трансформации, малое количество подстанций, управляемых с помощью цифровых технологий, часто невозможность собирать и анализировать информацию о работе энергосети, особенно на уровнях низкого напряжения. В настоящее время нет проверенных методик, как работать по-новому со старым оборудованием. «И третий фактор заключается в том, что до недавнего времени у компаний было желание компенсировать низкую эффективность за счет повышения тарифов. Отсутствие возможности покрывать собственные издержки при помощи повышения тарифов делает необходимым сокращение затрат и поиск нетарифных источников выручки»,— добавляет он.

Вместе с тем другие эксперты полагают, что уровень цифровизации в ТЭК, как одной из высокотехнологичных отраслей, уже достаточно высокий. «Уже сейчас интеграция цифровых решений дошла до уровня, когда четко можно посмотреть экономический эффект от их внедрения. Наибольшее проникновение — в тех отраслях энергетики и компаниях, где наиболее современное оборудование и наличие высококлассных специалистов. Это, конечно, в первую очередь атомная энергетика, что обусловлено традиционно более высокой технологичностью, требованием к безопасности»,— замечает Александр Куканов, директор по цифровым решениям и проектам АО «РОТЕК». При этом с другими сегментами ситуация несколько сложнее, продолжает эксперт. Например, если рассматривать ТЭС, то цифровизация масштабно проникает на новых или глубоко модернизируемых электростанциях, а на старых энергоблоках внедрение цифровых решений экономически может быть просто невыгодно.

Очевидные преимущества

По мнению экспертов, цифровизация дает целый ряд очевидных преимущества. Во-первых, она помогает сократить издержки — например, на ремонты, на строительство скважин или новых объектов, на эксплуатации. «Мгновенная доступность данных и их оперативный анализ с использованием расширенной аналитики и машинного обучения могут значительно помочь в принятии решений и, таким образом, увеличить производительность или снизить затраты»,— считает партнер департамента консалтинга Deloitte Йорг Дорлер.

Исследование показало, что компании ТЭК в среднем оценивают снижение затрат в течение следующих пяти лет в 8,7%, уточняет господин Стапран.

Кроме того, по словам господина Дорлера, цифровизация улучшает взаимодействие с клиентом благодаря повышению уровня клиентского опыта и, соответственно, увеличивает лояльность клиентов. «Следовательно, можно получить за это дополнительный доход, который вырастет в среднем на 10% в течение следующих пяти лет»,— говорит он. Неочевидным, но важным преимуществом цифровизации является то, что она меняет качество менеджмента, поскольку требует более гибких подходов, снижения или полного ухода от внутрифирменной бюрократии, сложных закупочных процедур и регламентов. По мнению господина Дорлера, текущие цифры по инвестициям в цифровизацию пока оценить трудно, но предполагается, что они находятся в диапазоне 30–50 млрд рублей в год. «В ближайшие десять лет ожидается значительный рост, а общие бюджеты, по разным прогнозам, составят до 400 млрд рублей»,— полагает эксперт.

При этом уже сегодня крупнейшие игроки принимают собственные программы цифровой трансформации. В частности, ПАО «Россети» в рамках программы «Цифровая трансформация 2030» намерено вложить в цифровые преобразования 1,3 трлн рублей, период окупаемости составит 14 лет.

Сузить слабые места

По словам первого заместителя генерального директора — технического директора АО «ЛОЭСК — Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Нияза Магдеева, сегодня технологии, применяемые в компании, позволяют в автоматическом режиме собирать информацию об энергопроизводстве и энергопотреблении. Это влечет за собой повышение эффективности, надежности и экономическую выгоду. «Некоторые из современных smart-решений уже внедрены и успешно работают в ЛОЭСК на подстанциях 110 кВ, а также в распределительных сетях 6–10 кВ»,— отмечает он. При реконструкции и модернизации подстанций производится не только замена устаревшего оборудования на принципиально новые устройства с использование современных smart-решений, но и установка современных программно-аппаратных комплексов, позволяющих непрерывно измерять параметры сети, передавать информацию в оперативно-информационные комплексы на рабочих местах диспетчеров РЭС, что помогает значительно сократить время обнаружения и устранения аварийных нарушений. «Теперь при возникновении какой-либо аварии автоматика сама выполнит реконфигурацию оборудования, временно отключив проблемный участок, без погашения остальной части потребителей. Таким образом, новые системы сетевого управления позволяют сузить слабые места в энергосистеме. А наращивание доли современного электротехнического оборудования с возможностью удаленного управления и мониторинга за его состоянием в онлайн-режиме позволяет компании становиться более гибкой на рынке энергоуслуг»,— объясняет господин Магдеев.

В ГУП «ТЭК СПб» расcказали, что в целях мониторинга состояния тепловых сетей предприятие внедрило акустические датчики. С середины августа по настоящее время с помощью устройств было обнаружено и устранено более 30 дефектов на тепловых сетях и в тепловых камерах. С помощью акустической системы мониторинга предприятие выявляет технологические нарушения на ранней стадии и фиксирует время их возникновения с высокой точностью. «Это позволяет сократить потери теплоносителя и издержек, связанных с устранением дефекта, а самое главное — предотвратить аварийные ситуации и минимизировать риск причинения ущерба третьим лицам»,— говорят на предприятии.

Кроме того, в рамках мониторинга состояния сетей предприятием по договору с ООО «АП ДИсСО» выполняется тепловая аэрофотосъемка тепловых сетей с применением беспилотных летательных аппаратов. «Такой метод позволяет определить места расположения температурных аномалий на поверхности земли в зонах прохождения тепловых сетей подземной прокладки, выявить слабые места сетей и включить их в программу ремонта. Применение беспилотного аппарата повышает эффективность тепловизионной съемки за счет снижения издержек по сравнению с использованием вертолета и повышения скорости реагирования»,— уточняют в ГУП «ТЭК СПб». Кроме того, компания намерена внедрить комплексную систему централизации диспетчерского управления, что приведет к сокращению времени реагирования оператора Единого диспетчерского пункта предприятия на потенциальные нештатные ситуации.

«Экономический эффект от внедрения новшества достигается в результате высвобождения времени, затраченного на обход и обработку параметров в ручном режиме, а также за счет автоматизации части функций персонала. Кроме того, ожидается улучшение производственных показателей за счет своевременного внесения корректировок в работу котельной, основанных на показателях работы оборудования, получаемых в режиме онлайн»,— добавляют в компании. Всего на проекты по цифровизации в 2020 году ГУП «ТЭК» направило около 180 млн рублей.

Мария Кузнецова

Вся лента