Трудности перевода

Децентрализованные финансы превратились в самый важный тренд крипторынка

Текущий год вновь вернул криптовалюты в центр внимания финансового рынка и общественности в целом. Эксперты рынка уже называли и продолжают находить причины возникновения нового тренда, есть несколько ключевых важных факторов. Среди них — стремительное развитие на крипторынке децентрализованных финансов, известных под аббревиатурой DeFi. Специально для “Ъ” этот феномен исследовал Zaim.com.

Технология DeFi призвана устранить посредников между участниками транзакций

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Вопреки скептикам

Децентрализованные финансы, или DeFi,— это система, с помощью которой финансовые продукты работают посредством публичной децентрализованной блокчейн-сети. С помощью этого решения финансы становятся доступны кому угодно: контрагенты взаимодействуют напрямую, а не через посредников, таких как банки, брокерские организации и прочие финансовые институты. Программное обеспечение для DeFi позволяет взаимодействовать покупателям, продавцам, кредиторам и заемщикам. Для достижения цели децентрализации используются различные технологии и протоколы, которые прежде всего предназначены для устранения посредников между участниками трансакции.

Считается, что первым в децентрализованные финансы вступил MakerDAO, проект с открытым исходным кодом на блокчейне Ethereum и децентрализованная автономная организация одновременно. MakerDAO был основан в 2014 году, обратил на себя внимание в 2017–2018 годах, с запуском системы Single-Collateral Dai, предложив концепт децентрализованного «стейблкоина» DAI, который можно было брать взаем под залог эфира.

Следующий вклад в DeFi сделал проект Compound, создав прецедент децентрализованного займа в 2018 году — предложение одной цифровой валюты под залог другой с выплатой процентов.

Настоящий бум DeFi произошел в самый разгар коронакризиса, в 2019 году, когда общий объем рынка DeFi-средств, заблокированных в протоколах (так называемый показатель TVL — Total Value Locked), исчислялся сотнями миллионов долларов.

Уже в апреле 2020 года, буквально после коллапса всех возможных фондовых индексов и криптовалют, DeFi-рынок превысил $1 млрд, и его уже было не остановить: к августу того же года он достиг $4 млрд, к сентябрю — $10 млрд.

Разумеется, феномен не остался без внимания экспертов и прессы, которые поспешили дать оценку новому вектору развития криптоиндустрии. DeFi пришлось столкнуться с волной критики.

Основной тезис, которым руководствовались критики, заключался в том, что DeFi будет очередным пузырем, а инвесторы и заимодавцы потеряют свои деньги. Кризис краудфандинговых проектов первичного предложения монет (ICO) 2017–2018 годов заставил рынок встретить идею децентрализованных финансов со скептицизмом и осторожностью.

На отраслевом саммите Ethereal в 2020 году основатель Ethereum Виталик Бутерин отметил, что потенциал DeFi его вдохновляет: «Сама идея, что кто угодно, где угодно в мире может получить доступ к системе, в рамках которой можно совершать переводы и выбирать самому финансовые риски,— это очень мощно. Это нечто, что до сих пор было недоступно многим».

Вопреки ожиданиям скептиков, рынок DeFi за последние два года успешно пережил несколько коррекций и, по словам представителей большинства проектов, находится лишь в начальной стадии роста. Длительный «бычий» тренд криптовалютного рынка в целом способствовал бурному развитию децентрализованных финансов в 2021 году. По итогам первых восьми месяцев текущего года TVL всего DeFi-рынка, по разным данным, составил от $90 млрд до $110 млрд. Как несложно посчитать, с прошлого сентября этот показатель вырос на 900% как минимум. Среди лидеров рынка — проекты Aave, Maker, Uniswap.

Лидеры рынка децентрализованных финансов (DeFi ) по показателю TVL

Название проекта TVL (объем средств в протоколе в эквиваленте к доллару США, $ млрд) Стоимость нативного токена проекта ($) Капитализация проекта ($ млрд)
Aave (AAVE) 17,93 422,41 5,53
Uniswap (UNI) 15,29 29,11 17,9
Maker (MKR) 14,07 3690,11 3,66
Curve (CRV) 12,66 2,54 1,07
Compound (COMP) 12,11 515,1 2,83
PancakeSwap (CAKE) 10,55 23,65 5,23

По данным аналитических порталов DeFiPulse и DappRadar от 5 сентября 2021 года.


Объем токенов и денег, заблокированных в смарт-контрактах, неуклонно растет. Как уже говорилось прежде, DeFi — зарождающаяся отрасль, инфраструктура которой все еще создается. В своем корпоративном блоге специалисты MakerDAO оценивают масштаб глобального рынка финансовых услуг в $22 трлн и утверждают, что это потенциальная территория для расширения децентрализованных финансов. Президент Maker Foundation Стивен Беккер комментирует возможности: «DeFi обладает лучшими характеристиками блокчейна, такими как прозрачность, безопасность, эффективность. Это означает, что любые централизованные финансы, которые внедрят децентрализованные технологии, смогут предложить новые преимущества своим клиентам».

Вызовы индустрии

Разумеется, технологии в финансовых услугах сейчас на переднем плане, более того, именно финансовые компании являются передовиками в том, что касается внедрения инноваций. Однако DeFi вносит принципиально новые правила в игру.

Можно выделить пять ключевых характеристик, о которых говорится чаще всего:

1. Децентрализация. Протоколы DeFi построены на общедоступных блокчейнах, обслуживаемых тысячами узлов, которые практически невозможно подвергнуть цензуре или централизованно ими управлять.

2. Отсутствие кастодиана. Распределенные сети позволяют людям самим контролировать активы и данные, а также передавать ценность от одного человека к другому без необходимости пользоваться услугами посредников.

3. Открытость. В этой финансовой системе нет границ, и каждый может получить к ней доступ. По сути, это «Интернет ценности».

4. Прозрачность. Код открыт, и любой может проверить, как работают приложения и протоколы, и точно отследить, где находятся деньги.

5. Комплексность. Открытый исходный код также позволяет разрабатывать новые решения поверх других приложений. Отсюда даже произошел термин «денежное лего».

Альфан Гогус, региональный директор криптобиржи Huobi Global в России, Украине и Турции, считает, что децентрализованные финансы популярны на рынках с высокими барьерами доступа к основным финансовым инвестиционным услугам:

— DeFi привлекательны ввиду высокой нормы прибыли, более низких требований к первоначальным инвестициям и более низких трансакционных издержек по сравнению с традиционными финансами. Развивающиеся страны интересуются DeFi, потому что традиционные инвестиции доступны только для людей с высокими доходами. Однако инвесторы в развитых странах также используют DeFi ввиду более высоких процентных ставок — им необходимо преодолевать инфляцию, а многие традиционные инвестиции имеют высокие начальные затраты.

Есть и недостатки, с которыми DeFi сталкивается уже сейчас. Криптовалютная отрасль была и остается рисковой, и децентрализованные финансы не исключение. Наиболее чувствительны пользователи DeFi к колебаниям рынка — волатильность криптовалют по-прежнему высока. В экосистеме DeFi, несмотря на ее технологичность, часты инфраструктурные сбои и взломы, мошенничество также является довольно распространенным явлением.

В DeFi нет никакого центрального органа управления, обратиться за помощью или обслуживанием также некуда. Если пользователь теряет пароль или делает что-то не так — это исключительно его проблемы.

Плюс ко всему открытый и относительно распределенный характер децентрализованной финансовой экосистемы — это та еще заноза для существующего в мире финансового регулирования. Действующие законы ориентированы на то, что отдельные финансовые юрисдикции сотрудничают друг с другом по определенным правилам. Трансакции DeFi не имеют границ и ставят перед регулирующими органами важные задачи, которые пока только прорабатываются. Кроме того, предстоит решить множество налоговых вопросов, связанных с приобретением, торговлей и инвестированием посредством DeFi.

Дэн Симерман, финансовый директор IOTA Foundation, указывает на риски в области децентрализованных финансов:

— Вы можете найти немало возможностей для инвестиций, которые внешне обладают прочными фундаментальными факторами и в целом выглядят надежно. И запросто можете пострадать от технических сбоев или финансово спланированных взломов протоколов, полностью неподконтрольных вам. Вы должны снизить эти риски, как минимум разбираясь в инструментах, необходимых для взаимодействия с децентрализованными приложениями.

Направления использования

В рамках молодой децентрализованной финансовой экосистемы уже можно выделить ряд направлений деятельности.

Самый популярный вариант использования DeFi — так называемый некастодиальный лендинг. Речь о заимствовании и предоставлении кредита в криптовалюте. На первый взгляд кредитование совершенно незнакомых лиц без проведения должного скоринга — дело, мягко говоря, рискованное. Но в этом и преимущества работы с протоколами DeFi: большинство кредитов обеспечиваются смарт-контрактами с большим количеством залога, чем заемная стоимость. Это снижает риск для кредиторов. Экспонентный рост средств, заблокированных в протоколах DeFi, очевидно подтверждает надежность системы и выгоду для ее участников.

Децентрализованные биржи, или сокращенно DEX,— важное направление развития децентрализованных финансов. Это платформы на основе смарт-контрактов, которые позволяют пользователям покупать, продавать или обменивать криптовалюты или токены. Такие биржи работают без центральной власти: вместо этого смарт-контракты обеспечивают соблюдение правил, совершают сделки и при необходимости безопасно обрабатывают средства. Более того, в отличие от централизованных бирж, нет необходимости вносить средства куда-либо. По сути, происходит реальный обмен без посредника.

Еще один популярный вид деятельности, который даже называют главной причиной резкого роста популярности DeFi в 2020 году,— «майнинг ликвидности», еще называемый yield farming. Речь идет о предоставлении ликвидности торговых пар для площадок за вознаграждение. Многие платформы, такие как Compound, Uniswap, Balancer, сумели быстро развиться именно за счет привлечения ликвидности. Немало владельцев криптовалют предпочли участвовать именно в таких проектах, нежели заниматься куплей-продажей — по их мнению, результат от «майнинга ликвидности» стабильнее.

Традиционные рынки кредитования достаточно велики — DeFi составляет сейчас лишь очень небольшую долю от общего объема, но это не значит, что новый феномен незначителен.

Самый большой риск для DeFi и криптоэкономики в целом — это неопределенность регулирования.

Другой возможный фактор — серьезные реформы в традиционных финансах. По словам Альфана Гогуса, хотя DeFi и традиционный кредитный сектор — два разных рынка, первый может повлиять на последний только в том случае, если уровень принятия криптовалюты в СНГ превысит 60% населения и если DeFi сохранит нынешний импульс роста. Мы сможем увидеть это влияние только через пять-десять лет при агрессивном росте DeFi.

Если традиционный финансовый и инвестиционный сектор сможет автоматизироваться, сократить расходы и передать эти сбережения инвесторам в виде более высокой доходности, тогда он сохранит актуальность. Точка столкновения сейчас находится в плане внедрения технологий. Смогут ли традиционные игроки быстро оптимизироваться, внедрить блокчейн, найти способы трансформации? Если да, то они, вероятно, смогут выстроить квазисистему, похожую на DeFi и дающую схожие преимущества,— многие из крупных финансовых корпораций уже экспериментируют с частным блокчейном для собственных нужд. Вряд ли кто-то готов упустить лидерство или остаться в стороне от технологического прорыва.

Денис Гончаренко, Zaim.com

Вся лента