Экология требует просвещения

В развитых странах мира экологическая культура прививается населению с самого раннего возраста. В результате почти все граждане бережно относятся к сохранению окружающей среды и тщательно выполняют все правила по сортировке отходов.

Формирование основ экологической культуры у школьников официально закреплено и в России. В частности, такой пункт имеется в «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования». Правительство РФ еще в 2012 году издало распоряжение «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года». В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ также прописаны основы экологического просвещения. Пропагандой таких ценностей должны заниматься местные власти, учреждения культуры и СМИ. Однако подобные нормы нельзя даже назвать профилактическими мерами, они больше похожи на рекомендации.

Отсутствие системы экопросвещения и должного внимания властей всех уровней к проблеме сохранения окружающей среды тормозит реализацию национального проекта «Экология» во всех российских регионах и, в Самарской области в частности. В СМИ и соцсетях регулярно появляется информация о несанкционированных свалках в различных местах, а пластиковое загрязнение сказывается на здоровье все большего количества людей. При этом экологическим просвещением, как правило, занимаются волонтеры и отдельные социально-ориентированные компании.

Регоператор и волонтеры

В Самарской области региональный оператор «ЭкоСтройРесурс» — одна из немногих коммунальных служб, которая за свой счет занимается экологическим просвещением жителей. Основная ставка делается на детей и молодежь. В частности, в регионе успешно реализуется социально-экологический проект «Школа, ВУЗ, ССУЗ — разделяй со мной!». Основная цель кампании — повышение уровня экологической культуры у учащихся общеобразовательных учреждений, студентов учебных заведений среднего профессионального образования и высших учебных заведений. В рамках проекта сначала для юных самарцев проводится экоурок, затем учащиеся выполняют интерактивные задачи, игровые задания, мастер-классы, где используются наглядные материалы (ПЭТ-тара, батарейки, пластиковые крышки, информационные таблички и т. д.). Затем на территории учреждения устанавливается два вида спецнакопителей — для ПЭТ-тары и пластиковых крышек. После этого регоператор продолжает их регулярно обслуживать (по мере наполнения осуществлять вывоз сырья).

Утилизация батареек, являющихся опасными отходами, не входит в зону ответственности регионального оператора, этим обязаны заниматься управляющие компании. Однако в целях непопадания их на полигоны, «ЭкоСтройРесурс» ведет установку накопителей для батареек в Самарской области. За два года работы в этом направлении компания установила по всей территории области 77 накопителей, они находятся в 5 городах и 6 муниципальных районах региона. По мере накопления они передаются крупнейшему в России заводу-переработчику в Челябинске. И по данным официального сайта «ЭкоСтройРесурс» на утилизацию уже отправили 4 тонны и 848 килограмм б/у-батареек.

В начале 2021 года региональный оператор запустил социально-экологический проект «Экомобиль», а недавно анонсировал открытие стационарного пункта РСО. Главная цель инициативы — увеличение доли ценных фракций, направленных на переработку, через повышение уровня культуры раздельного сбора отходов у жителей.

Помимо регионального оператора, экологическим просвещением занимаются волонтеры и их объединения, такие как «Вторсырье на благотворительность», общественное движение «Добрые крышечки» и другие.

Было в планах

Федеральные и региональные власти подобные проекты пока не запускают, а ресурсов регоператоров, волонтеров и экологов явно недостаточно. В случае повышенного внимания к данной проблеме со стороны профильных государственных ведомств ситуация может кардинально измениться.

Два года назад тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минпросвещения совместно с Минобрнауки подготовить предложения по концепции экологического образования. В Минпросвещении заявили, что перечень предложений направлен в правительство, заметив, что сейчас изучение вопросов экологии затрагивает ряд предметов в школьной программе, включая географию, биологию, а также «Основы безопасности жизнедеятельности». «Концепция позволит существенным образом расширить и усилить преподавание и изучение основ экологического образования учащихся, а также создать основу для комплексного подхода к экологическому просвещению населения через учреждения образования, культуры, спорта и туризма, экологические общественные организации, волонтерские движения», — отметили в министерстве. Но на данный момент ни основательного теоретического, ни практического подхода для формирования экологических установок российская школа не предлагает.

На сайтах министерств образования, лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования и министерства энергетики и ЖКХ Самарской области никакой информации о внедрении системного образовательного или информационного процесса по экологическому просвещению на момент написания статьи размещено не было.

Пока в России до сих ведутся дискуссии, является ли экопросвещение правом или обязанностью для граждан, в ряде стран это закреплено на законодательном уровне. В частности, экологическое образование является неотъемлемой частью образовательного и культурного процесса в Финляндии. Бельгия, Франция, Греция, Испания также выделили экологическое образование, как отдельную предметную область.

Эксперименты Самарской области

Неминуемо, каждую неделю на территории области появляются новые несанкционированные свалки, а о принципах zero waste (ноль отходов), например об отказе от неперерабатываемой упаковки, и вовсе задумываются единицы.

Пробелы в экологическом образовании населения и отсутствие мотивации разделять, вероятно показал и эксперимент, проводимый в Новокуйбышевске. Там на 74 контейнерных площадках с октября 2019 по октябрь 2020 года, была организована система раздельного сбора отходов, предполагающая разделение мусора на 2 части — «сухие» (перерабатываемые) и смешанные отходы. Никаких официальных заявлений об эффективности эксперимента опубликовано не было, но в интернете был размещен ответ представителя министерства энергетики и ЖКХ Самарской области на запрос местного СМИ: «Отходы по своей структуре являлись смешанными, и значительная их часть не могла быть использована вторично. Эффективность проведенного эксперимента напрямую зависит от готовности населения к раздельному накоплению ТКО, в том числе от готовности складировать отходы согласно соответствующим наклейкам на контейнерах». В ответе также были приведены некоторые цифры, так в рамках эксперимента собрали 274,65 тонн вторичных ресурсов: стекло, железо, алюминий, полимерные материалы, ПЭТ-тара, бумага, картон. И все это составило лишь 6,3% от общей массы ТКО, собранной с контейнерных площадок. Т.е. только 6,3% от общей массы отходов могло быть использовано вторично. СМИ заключило, что горожане продемонстрировали невысокую готовность к раздельному накоплению ТКО.

Просвещение необходимо

Раздельный сбор мусора во многих регионах планировалось ввести еще в 2020 году. Однако на сегодня конкретные сроки перехода на раздельное накопление не называются. Власти ссылаются на проблемы с неготовностью инфраструктуры — для начала муниципалитеты должны организовать специальные контейнерные площадки, а после региональные операторы — раздельный спецтранспорт. Но даже там, где это внедрено, процент выемки полезных утильных фракций растет не слишком быстро, ведь один пакет смешанных отходов с тухлым арбузом портит всю партию вторсырья в спецтехнике.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов подчеркивает, что сначала ставку нужно делать на образовательный процесс и экологическую пропаганду. «Без всеобъемлющего экологического просвещения на низовом уровне сортировку наладить точно не получится. Несмотря на установку контейнеров для раздельного сбора мусора в различных городах России, население по-прежнему выбрасывает вместе и пищевые отходы, и отработанные батарейки».

Просвещение же необходимо проводить не только в школах, но в жилых домах. Формы же будут, естественно, разные — в школах можно рассказывать детям о пользе раздельной сортировки мусора на уроках природоведения, в домах — развешивать листовки с призывом класть различные виды мусора в разные контейнеры. По сути, раздельная сортировка мусора должна стать национальной идеей в нашей стране», — уверен господин Хазанов.

Воспитание достаточного уровня ответственности для осуществления раздельного сбора отходов, как мы видим по странам Европы, — дело не одного десятилетия. Так почему бы не начать системное экологическое просвещение уже сейчас?

Вся лента