Купить в один клик

Как работает fashion-ритейл в России

Если до пандемии обращение большинства потребителей к онлайн-шопингу было осознанным выбором, за последние полтора года оно стало необходимостью. В какой-то момент все магазины закрыли свои двери, оставив открытыми сайты — и весь мир перешел к покупке всего (в том числе и одежды) в сети. Несмотря на то что 2020 год оказался тяжелым для большинства индустрий, онлайн-маркеты и сервисы доставки, наоборот, продемонстрировали завидный рост. Сейчас, когда физические магазины снова вернулись в жизни покупателей, немногие спешат вернуться к привычному виду шопинга, что только укрепляет позиции онлайн-ритейлеров.

Фото: Getty Images

Супруги Бакальчук, которым принадлежит онлайн-ритейлер Wildberries, возглавили рейтинг богатейших семей по версии Forbes. На самом деле, 99% компании принадлежит Татьяне Бакальчук, которая уже имела за собой статус самой богатой россиянки с состоянием $13 млрд. Передача 1% мужу — техническое действие, которое позволит упростить процесс создания и регистрации дочерних компаний. На сегодняшний день Wildberries — самый крупный онлайн-ритейлер в России. Их оборот в 2020 году составил 437,2 млрд руб., а уже в первом квартале 2021 года площадка достигла 70% этого результата с оборотом 303 млрд руб. На сегодняшний день это крупнейший онлайн-ритейлер: за прошлый год пользователи составили 323,8 млн заказов.

Однако большую часть своего капитала площадка Wildberries заработала не на одежде и обуви: за первое полугодие 2021-го самая высокая динамика продаж была зафиксирована в товарах, которые не связаны с гардеробом. При этом в России есть еще один крупный онлайн-маркетплейс, который больше сконцентрирован на одежде, обуви и аксессуарах,— Lamoda. За 2020 год оборот Lamoda составил 57,1 млрд руб. (что на 32% выше, чем показатели прошлого года). В 2021-м сервис не просто держит свои позиции, но и растет: уже в первом квартале этого года оборот Lamoda вырос на 40% и составил 14,7 млрд руб. Неопределенность в вопросе карантина в начале года еще раз доказала всем: модель 2020 года, когда к двери пользователя доставлялось буквально все, хоть и была вынужденной мерой, оказалась спасением в мире удобного шопинга. В этом году Lamoda делает больше ставок на брендовые вещи, чтобы привлечь новую аудиторию.

Фото: Getty Images

Оба маркетплейса при своей масштабности в России и странах СНГ все же ориентированы на массовую аудиторию — это не первые онлайн-магазины, которые приходят в голову, когда речь идет о дизайнерских вещах или громких коллаборациях. В этом сегменте российский рынок прочно занят такими площадками, как ЦУМ, Farfetch, Net-a-Porter, Mr. Porter и другими магазинами с премиальной сеткой товаров. У международных площадок с цифрами по России сложнее, однако показатели ЦУМа приведены в открытом доступе. За 2020 год чистая прибыль выросла на 72% по сравнению с предыдущим годом и составила 2,5 млрд руб. И это притом, что на два месяца ЦУМу пришлось закрыть свой физический магазин, опираясь на онлайн-шопинг. Для сравнения: показатели выручки ТД ГУМ сократились: за «карантинный» год чистая прибыль универмага снизилась на 24%, до 631,53 млн руб.

При своей безоговорочной популярности онлайн-шопинг не стоит на месте: создаются все более изобретательные способы улучшить опыт пользователя или клиента той или иной площадки. Например, онлайн-маркетплейс Capsula, который вышел на рынок в 2019 году, предлагает персональные услуги стилиста. Основная идея состоит в том, чтобы пользователь отправил о себе базовую информацию и свои предпочтения в плане одежды. После этого стилист собирает ему посылку (она же «капсула») из вещей, которые могут подойти потенциальному покупателю. Таким образом создается элемент персонализации: стилист собирает образы под конкретного человека, и очевидно, чем дольше они работают вместе, тем легче стилисту ориентироваться в предпочтениях покупателя. По заверениям самих основателей Capsula, они планируют занять порядка 10% модного онлайн-рынка в течение следующих пяти лет — планы как минимум амбициозные. При этом сервис показывает хорошую динамику с ежемесячным приростом пользователей в 30%. Безусловно, услуги персонального стилиста есть во многих уважающих себя магазинах, однако теперь они выходят на доступный (стартовая цена — 990 руб.) и массовый уровень.

Фото: Getty Images

Доминирование онлайн-шопинга было неизбежным, даже если оставить за скобками последствия пандемии — она лишь ускорила этот процесс. И сейчас, когда сервисы доставки покрывают всю страну, а заказать вещь стало буквально проще, чем сходить в магазин, это доминирование как никогда очевидно. Цифры онлайн-платформ по продаже чего угодно неизбежно растут — и модный ритейл не исключение. Физические бутики со своей аутентикой еще нескоро пропадут с лица земли, но их ждет участь артефактов — приятного напоминания о том, каким был шопинг когда-то давно и каким он уже никогда не будет снова. Тем более у покупки вещей онлайн есть еще один важный плюс: наконец все будут точно знать свою размерную сетку.

Илья Петрук

Вся лента