«Мы не волшебники»

Нижегородское минобразования обещает решить проблемы в школах, но не сразу

Правительство Нижегородской области провело онлайн «Большое родительское собрание». Чиновники рассказали, что пока не будут прививать нижегородских школьников, что в ближайшие три года планируют построить в регионе по федеральной и областной программе 19 школ и благодаря этому можно будет упразднить вторую смену. Кроме того, областные власти пытаются решить проблему дефицита кадров и для этого планируют целевым образом обучать педагогов за счет бюджета при условии работы после этого в течение нескольких лет в районных школах, а пока в школы будут приглашать студентов старших курсов.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

На нескольких площадках в сети интернет, в том числе в социальных сетях, состоялось большое собрание для родителей школьников Нижегородской области. Заместитель губернатора-министр здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов и министр образования региона Ольга Петрова рассказали о том, как начался учебный год, как изменится образовательный процесс, и ответили на вопросы нижегородцев.

Так, из сообщения чиновников стало известно о том, что по новым федеральным стандартам с этого года школьники больше не будут изучать в рамках обязательной программы второй иностранный язык, родной язык и родную литературу (предметы для школ в республиках, где есть национальный язык). Эти занятия могут быть включены в расписание по желанию и заявлению родителей. Изучение второго иностранного языка ввели в обязательную программу в прошлом году. Причем в некоторых школах сложилась коллизия — преподавателей второго иностранного языка не было, и этот предмет добавили в нагрузку учителям английского, которые другого языка не знали.

Также Ольга Петрова рассказала, что школы с этого учебного года получили право Роспотребнадзора (соответствующее постановление было издано в сентябре 2020 года) перейти на пятидневную учебную неделю. Для первых классов пятидневка стала обязательной, решение по 2–11 классам о введении пяти- или шестидневной учебной недели принимает директор школы на основании мнения коллектива, родителей и школьников.

Сейчас в регионе 350 из 880 школ перешли на пятидневное обучение. Еще в 442 школах пятидневку ввели частично — для начальных классов или 5–7 классов.

«Есть школы, где быстрый переход на пятидневку невозможен. Там обучается детей больше положенного из-за того, что рядом нет других школ или они закрыты на ремонт»,— добавила госпожа Петрова. По ее словам, министерство не вправе принуждать директоров переходить на пятидневку: «Мы надеемся, что директора школ, общаясь друг с другом, поймут, что в переходе на эту форму обучения нет ничего страшного, это не ломает учебный процесс и не увеличивает резко количество уроков».

Также был поднят вопрос обучения во вторую смену. Как пояснила министр, причина, по которой дети учатся в две смены, — в нехватке школ. «Избавимся мы от второй смены только тогда, когда будет построено достаточное количество школ. Мы рады, что на федеральном уровне появилась программа по строительству школ, и в ближайшие три года по ней у нас будет построено 11 школ. Еще восемь мы надеемся построить сами. Сейчас мы рассматриваем ситуацию в муниципалитетах, где снижается потребность в детских садах. Возможно, будут созданы кластеры, где будет использоваться совместное пространство школы и детского сада, что поможет снять необходимость во второй смене. Мы все проблемы видим, но мы не волшебники, чтобы изменить ситуацию одним щелчком», — поделилась Ольга Петрова. До конца 2021 года в Нижегородской области построят четыре школы: три в районах, четвертая — корпус «Школы 800» в микрорайоне Верхние Печеры Нижнего Новгорода.

В прошлом году в некоторых школах города обучение шло не в две, а в три смены из-за того, что некоторые учебные заведения не успели отремонтировать к 1 сентября. В этом году, как и в прошлом, вовремя не были открыты после ремонта пять школ №100, №73, №167, №106, №50. В Главном управлении капитального строительства Нижнего Новгорода (муниципальный заказчик капремонтов) причиной назвали рост цен на строительные материалы: из-за этого заказчику пришлось пересматривать стоимость контрактов и объявлять новые закупки.

Однако вопрос дефицита кадров остро стоит уже сейчас. Сколько педагогов не хватает региону, Ольга Петрова не сказала, но отметила, что больше всего не хватает преподавателей русского языка и литературы.

На втором месте — учителя начальной школы, за ними идут преподаватели иностранных языков, физики и математики. Ранее в интервью “Ъ-Приволжье” министр говорила, что наибольший дефицит педагогов в Нижнем Новгороде, Кстовском, Борском, Краснобаковском, Городецком районах, Дзержинске и Выксе. Из-за этого минобразования решило привлекать к преподаванию в школах студентов старших курсов и на условиях совместительства педагогов с небольшой загрузкой. Кроме того, правительство региона решило открывать больше мест педагогической подготовки в районных колледжах, чтобы наполнить начальные классы и детские сады. «Затем начнем целевое обучение в Мининском университете или в филиале Нижегородского госуниверситета в Арзамасе, который закрывает юг нашей области. Целевым договором будет определен промежуток времени, который преподаватель должен будет отработать в сельской местности», — рассказала о планах министр.

Родители спросили Давида Мелика-Гусейнова, будут ли прививать нижегородских школьников от коронавируса. Министр ответил, что испытания вакцин для детей пока идут. Когда они завершатся и правительство выдаст разрешение на применение препаратов, региональные власти уведомят жителей. Он добавил, что вакцинировать будут школьников старше 12 лет и прививка будет добровольной.

Чиновники пообещали встретиться с родителями еще раз и ответить на их вопросы. Дату встречи пока не назначили.

Андрей Репин

Вся лента