За драйв — штаны

Maneskin проехались по Москве

Победители конкурса «Евровидение-2021» итальянская рок-группа Maneskin встретилась с российскими поклонниками и дала закрытый концерт в двух шагах от Красной площади. Популярность коллектива в наших широтах оценил Борис Барабанов.

В теперешнем сценическом имидже итальянцы замахнулись на высокую степень экстравагантности

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Промовизиты зарубежных звезд практиковались в те далекие времена, когда музыка выходила на компакт-дисках, а возможности интернета были неизмеримо скромнее, чем сейчас. В 2000-е, когда у гигантов звукозаписи появились представительства в России, их клиенты наведывались в Москву, чтобы в рекламных целях отработать серию интервью и дать небольшой живой концерт. Эта практика теперь в прошлом.

И все же визит итальянской группы Maneskin был очень похож на такого рода мероприятие, за одним исключением. Победители «Евровидения» 2021 года почти вовсе отказались от общения с прессой, только навестили Ивана Урганта и съездили на «Европу плюс». А все остальное время посвятили фанатам, сначала устроив сессию вопросов и ответов в парке имени Горького, а затем сыграв 20-минутный концерт для «випов» в ГУМе.

Такой ажиотаж вокруг приезда зарубежной звезды корреспондент “Ъ” наблюдал в последний раз, когда Джонни Депп приезжал на премьеру одной из серий «Пиратов Карибского моря».

Maneskin — если не самая популярная, то самая востребованная молодая группа, по крайней мере Европы. Хотя Европой все не ограничивается: сделанная итальянцами версия американского шлягера 1960-х «Beggin’» на протяжении девяти недель занимает первое место в билбордовском чарте Rock Streaming Songs. Чарт этот в Америке не главный, однако для неамериканской группы и это фантастический результат. А значит, музыканты теперь могут жить просто за счет стриминга. Да и в Европе эта песня гораздо популярнее, чем «Zitti E Buoni», с которой Maneskin победили сначала на фестивале в Сан-Ремо, а затем и в Роттердаме на «Евровидении» (см. “Ъ” от 24 мая). Справедливо будет утверждать, что дети, активно снимающие под «Beggin’» ролики для TikTok, вряд ли с ходу напоют «Zitti E Buoni». Таким образом, Maneskin «накрыли» сразу две аудитории — более взрослую, следящую за «Евровидением», и более юную, ориентированную на TikTok.

А есть еще и аудитория рок-фанов. Они о Maneskin либо вовсе не слышали (итальянцы не в счет), либо скептически относились к коллективу, который дошел до финала шоу X-Factor и выиграл «Евровидение». Что хорошего может спеть настоящему рокеру победитель «Евровидения» и финалист X-Factor?

А вот отец панк-рока Игги Поп думает по-другому. И когда 16 июля в праздновавшей победу в чемпионате Европы по футболу Италии вышел сингл «I Wanna Be Your Slave», он предложил Maneskin записать дуэтную версию. Она вышла 6 августа, и теперь Maneskin среди прочего занимают сразу три места в Top 5 прослушиваний русского Spotify с песнями «I Wanna Be Your Slave», «Zitti E Buoni» и «Beggin’».

Выступление в Демонстрационном зале ГУМа Maneskin тоже начали с «I Wanna Be Your Slave». Перед его началом сотрудники российского офиса Sony Music попросили операторов всех аккредитованных телекомпаний отключить камеры. И еще одна просьба состояла в том, что присутствующих попросили на время прекратить есть и пить. Стоит отметить, что мероприятие в ГУМе по всем внешним признакам напоминало светскую вечеринку, а на таких событиях не принято указывать гостям, чего им нельзя делать. Так что просьба выглядела опять-таки вполне по-рокерски.

Внешне музыканты Maneskin серьезно изменились после «Евровидения». Уже тогда было очевидно, что их ориентиры — герои глэм-рока. Но теперь Дамиано Давид и его товарищи сместились в вопросах имиджа в сторону queer-стиля.

Давно состригший рокерские патлы Дамиано Давид оставил в гримерке свою любимую женскую сумочку и щеголял на сцене в клетчатой юбке, а его глаза были накрашены гуще, чем у Дэвида Боуи в самые андрогинные времена. Да и в зале персонажей предположительно мужского пола в готическом макияже и крайне экстравагантных нарядах было очень много. Это был рок-карнавал, каким он должен быть в 2021 году с его трендом к размытию гендерных границ.

При этом саунд Maneskin выдали самый что ни на есть рок-н-ролльный. К качеству звука на площадке можно было предъявить претензии, но рок там играют редко, да и выступление группы носило промохарактер: все же это не Гластонбери. Интересно другое. Сыграв «I Wanna Be Your Slave», Maneskin обратились к италоязычному материалу, и Дамиано Давид даже зачитал на родном языке немного рэпа. А вот «Beggin’» они так и не сыграли. Больше всего рок-н-ролла было именно в этом: спеть на промоконцерте песни на родном языке и не спеть самую популярную.

Да и решение не общаться с прессой в конечном счете себя оправдало. В зале было такое количество популярных блогеров и артистов с огромными армиями последователей в соцсетях, что если число их подписчиков суммировать, то цифра перевалила бы за сто миллионов. В небольшом зале танцевали под Maneskin Монеточка, Ян Гэ, Ирина Горбачева, музыканты группы Little Big, Катя Иванчикова (IOWA), Ваня Дмитриенко и множество героев YouTube и TikTok, чья аудитория в эти минуты собирала школьные портфели к 1 сентября. Так что тратить время на какие-то там газеты просто не было смысла. Сториз в инстаграмах знаменитостей работают гораздо эффективнее.

Вся лента