«России придется активнее реагировать на происходящее в Афганистане»

Михаил Гуревич — о том, что может измениться в регионе после ухода американских войск

Студенты в вузах Афганистана будут учиться раздельно — по гендерному признаку. Новая власть в стране выпустила первые указы. Среди них и указ о системе образования, которая соответствует всем религиозным и моральным нормам. Представители запрещенной в России группировки «Талибан» особенно отметили, что сохранят право женщина на образование, но учиться в одних классах с мужчинами они не смогут. Власть также пытается успокоить население, которое с момента взятия Кабула пытается забрать сбережения из банков. Сначала это было запрещено, теперь же клиент может снять со счета максимум $200 в неделю. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич отмечает, что пока талибы не ощутили всей полноты власти, но все изменится с выводом американских войск.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

C момента заявлений российских дипломатов о мире и спокойствии в Кабуле под властью запрещенного в России «Талибана» не прошло и недели, а ситуация уже кардинально изменилась. Теракт в аэропорту наглядно продемонстрировал, что ждет страну после того, как 31 августа завершится вывод сил международной коалиции во главе с США. К сожалению, нужно признать, что, несмотря на гигантские запасы самых разнообразных полезных ископаемых, главным «богатством» Афганистана продолжают оставаться радикальные группировки, готовые легко жертвовать жизнями, как своих боевиков, так и простых мирных граждан.

Прежде чем планировать привлечение иностранных инвесторов для добычи лития, золота или нефти, новым правителям необходимо обеспечить безопасность на территории своей многострадальной родины. В первую очередь речь идет, конечно, про «Вилаят Хорасан» — местной ячейке запрещенного в России «Исламского государства», ответственной за взрывы 19 августа. Но и без нее в стране достаточно вооруженных формирований, способных устраивать кровавые вылазки или организовывать теракты. Это раньше «Талибан» был для них союзником в борьбе с иностранным присутствием, а теперь, после договоренностей с американцами и переговорами в Дохе и Москве, сам превратился в слугу неверных. От стратегии наведения порядка, которую изберут талибы, зависит очень многое.

Смогут ли они трансформироваться из партизан в госслужащих? Удастся ли инкорпорировать хотя бы часть недовольных в свое правительство? Есть ли у них необходимые навыки и готовность для ведения тотальной войны с другими моджахедами? И не приведет ли продолжение гражданского противостояния в Афганистане к активизации террористической деятельности на территории сопредельных государств и в первую очередь в бывших среднеазиатских республиках СССР? Вопросов бесконечно много, а ответов на них практически нет.

Посольство России начало составлять списки на рейсы из Афганистана

Смотреть

Многих наверняка устроило бы, если американцы в ответ на трагедию в аэропорту Кабула встали в позу и заявили о продолжении военной операции. Но президент США Джо Байден ясно дал понять, что вывод войск — решение стратегическое и обжалованию не подлежит. История не знает примеров легких и безболезненных отступлений. О правильности или ошибочности этого шага лучше спорить не сегодня, а через несколько лет, когда США и европейцы перестанут тратить сотни миллиардов долларов и хоронить погибших солдат. А Китаю, Турции, Ирану и, конечно, России, напротив, придется куда активнее реагировать на происходящее в Афганистане. Впрочем, это будет послезавтра, а 31 августа талибы будут праздновать. Без музыки и алкоголя отмечать обретение очередной независимости. Вероятно, надо как-то их с этим поздравить, несмотря на то, что в России и большинстве стран мира они продолжают считаться запрещенной террористической организацией.

Ваш браузер не поддерживает видео

Вся лента