Бизнес недосчитался курьеров

Сколько компании готовы платить работникам службы доставки

В России активно ищут курьеров. Этим летом в стране почти в три с половиной раза по сравнению с прошлым годом вырос спрос на таких сотрудников, подсчитали в рекрутинговой компании HeadHunter. По ее данным, за уходящий сезон появилось свыше 25 тыс. вакансий. Лидерами по поиску кадров стали Москва, Санкт-Петербург и Подмосковье. В этих же регионах курьерам предлагают самые большие средние зарплаты. Почему вакансий стало больше? И сколько бизнес готов платить таким работникам? Подробности — у Владимира Расулова.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Россияне за время пандемии, кажется, привыкли к тому, что заказать на дом или в офис можно практически все. А если покупатели сами ходят меньше в магазин, то для доставки того же количества товаров нужно расширять штат курьеров. По данным компании HeadHunter, больше всего таких вакансий появилось в Москве, Санкт-Петербурге и Подмосковье. Столице для доставки нужны 6 тыс. человек, городу на Неве — почти 3 тыс., а Московской области — 2 тыс.

Но откуда взялся подобный спрос? Руководитель по внешним коммуникациям компании Delivery Club Алексей Белоусов объясняет это тем, что сервисы доставки масштабируют свой бизнес, особенно в больших городах. А итоговый заработок курьеров во многом зависит от выбранного ими графика. «Сейчас в летние месяцы люди делают больше заказов, чем в прошлом году. У всех курьеров одинаковая оплата за работу и за пройденные километры от ресторана до клиента. Соответственно, то, сколько по итогам в месяц зарабатывает доставщик, зависит от того, какой график он для себя спланировал. Если курьер выходит на четыре часа раз в неделю, он получает одну сумму, если курьер выходит на восемь часов пять раз в неделю, принципиально другую»,— говорит Белоусов.

Впрочем, пока сервисы доставки активно набирают сотрудников, другим компаниям перед новым сезоном не хватает штатных курьеров, рассказал “Ъ FM” управляющий партнер «ТокаПицца» и соучредитель сети семейных кафе «Оранжевый экспресс» Роман Капустин. По его словам, на ситуацию в том числе повлияло отсутствие мигрантов. В прошлом году их среди курьеров было гораздо больше, чем сейчас.

«Мигранты не приезжают сейчас в Россию из-за COVID-19. Кроме того, увеличилось количество предложений со стороны Delivery Club, "Яндекс. Доставки", и сейчас действительно курьеров не хватает.

Мы с людей не берем ни копейки за доставку, все покрываем сами. Готовы платить от 2 до 2,5 тыс. руб. в день за курьера при ограниченном количестве сотрудников. Если за доставку будут платить клиенты, то мы готовы содержать хоть орду»,— говорит Капустин.

По данным HeadHunter, самую высокую медиану зарплаты курьерам в уходящем сезоне предлагали в Московской области — 67 тыс. руб. в месяц. В Санкт-Петербурге — 64,5 тыс., а в Москве — 64 тыс. Впрочем, летом о таких суммах говорить не приходится, поскольку многих клиентов попросту нет в городах, а самих доставок, как и тех, кто ими занимается, становится меньше, говорит столичный курьер Александр:

«Работа идет где-то с сентября по май, когда люди приезжают с отпусков, дач. Зарплата маленькая, я работаю на машине, мне немножко полегче, но тоже требуются деньги на ремонт, бензин. Курьерам на автомобилях платят под 60-70 тыс., может быть и 80 тыс., если работать каждый день. У меня лично график — с 10:00 до 21:00 с двумя выходными. Зимой, конечно, больше заработок будет и у пеших, и у авто».

Как меняются зарплаты сотрудников на рынке доставки

Смотреть

Центр стратегических разработок и Общероссийский народный фронт в мае сообщили, что в среднем курьер получает 400 руб. в час. Таким образом, доставщики стали лидерами по заработкам среди неквалифицированных сотрудников. А по июльским данным сервиса SuperJob, у курьера на личной машине в Москве максимальный доход достигает 175 тыс. руб. в месяц. Велокурьер может заработать 110 тыс., правда, при условии, что он ежедневно будет выполнять много заказов. И судя по всему, шансы на это весьма велики, по крайней мере, пока не закончилась пандемия.

Вся лента