Вину предсказали дефицит

Какие цены на продукцию стоит ожидать в ближайшем будущем

В следующем году россияне могут столкнуться с дефицитом вина. Одновременно с этим вырастет стоимость продукции, причем как от российских, так и от иностранных виноделов, прогнозируют опрошенные “Ъ FM” аналитики. По данным экспертов Роскачества, из-за пожаров и ливней, которые прошли этим летом в южных регионах страны, урожай будет небогатым. Как следствие — сырье подорожает минимум на треть. Похожие проблемы испытывают и, например, французские виноделы. Каких цен на вино ожидать в ближайшем будущем? И какая продукция может исчезнуть с полок? Разбиралась Лилия Галявиева.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Очередные новости о скором подорожании вин появились в середине лета. Тогда аналитики агентства «Национальные кредитные рейтинги» подсчитали, что к следующему году оптовые цены на вино российских производителей могут вырасти на 20%. Одна из причин — подорожавший виноград. С лета прошлого года производители не могут называть свою продукцию российской, если она изготовлена из импортного сырья. А такового на отечественном рынке 70%. Из-за запрета спрос на ягоду внутреннего происхождения сильно вырос, а цены взлетели.

Еще одним фактором аналитики назвали гибель и болезни винограда из-за неблагоприятных погодных условий. Из-за пожаров и ливней, прошедших в августе, сырье подорожает еще сильнее, прогнозируют в Роскачестве. Но на стоимости вина для конечного потребителя это почти не скажется, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков: «Виноград не на прямую закладывается в себестоимость товара, рост цены на 30% на виноград не приведет к аналогичному увеличению стоимости вина. Сырьевая составляющая в вине — 20-30%.

Рост цены даже в два раза может потенциально привести к увеличению стоимости на 5-10% конечного изделия».

Впрочем, даже если проблемы с урожаем окажутся масштабнее, чем ожидается, существенно повышать цены на свою продукцию виноделы вряд ли будут, считает управляющий партнер сети винных ресторанов Only Wine Антон Белогородов. По мнению эксперта, подорожание российского вина повлечет отток и без того немногочисленных покупателей:

«В нашей сети доля российского вина в винной карте минимальная. Это связано в первую очередь с ценовым уровнем, который предлагают российские производители, и с соответствующим ему или, вернее, не соответствующим ему уровнем качества. В целом есть хорошее российское вино. Но уровень цен на него сравним с высшими образцами лучших мировых производителей лучших регионов, например, Бордо. При всем уважении к российскому виноделию за одинаковую закупочную цену я выберу все-таки более известный и более продаваемый, коммерчески успешный продукт, проверенный десятилетиями, столетиями».

За рубежом, впрочем, также жалуются на проблемы с урожаем. Во Франции считают, что 2021-й окажется худшим для виноделов годом с середины прошлого века. Ожидается, что сильнее всего пострадают ранние сорта винограда мерло и шардоне в Бургундии. Продукт этот также подорожает. И речь не только о вине из затронутых пожарами и ливнями европейских городах, но и о других регионах, продолжает Антон Белогородов:

«Перспективы укрепления рубля очень туманные, это самый главный фактор, который перевешивает все остальные.

Урожай или неурожай — это ничто по сравнению с галопирующим ростом курса валюты.

Сразу после этого мы получаем уведомление от поставщиков: "Ожидайте рост закупочных цен". Урожайность в отдельной местности не может быть глобальным фактором по всему миру. Я легко поменяю одно вино на другое, и ничего не почувствую».

Потребление этих напитков в России между тем, начиная с прошлого года, растет. По итогам 2020-го продажи тихих вин увеличились на 5,5%, игристых — почти на 7%. На этом фоне крупные рестораторы и дистрибьютеры могут постараться сдержать цены, предполагает президент Независимого винного клуба Владимир Цапелик:

«Надежда на то, что при росте закупочных цен у компаний-импортеров, дистрибьюторов России рестораны не будут также повышать стоимость, а будут уменьшать маржу на алкоголь. На самом деле если вы назначаете не очень большую наценку на вино, то его выпивают в вашем ресторане больше. Немножко, конечно, они будут страдать от этого, но дальше завышать цены в ресторанах на вино просто невозможно».

Власти тем временем придумывают новые и новые способы повысить популярность российского вина у граждан. В частности, сейчас разрабатывается платформа, на которой можно будет заказывать алкоголь онлайн. В рамках эксперимента, вино будут доставлять по Москве, Подмосковью и Мордовии.

Вся лента