Казанского убийцу не пустили на сцену

Театр Армии убрал из названия постановки по «Преступлению и наказанию» фамилию Галявиева

Театр Российской армии убрал из названия авторской постановки по мотивам «Преступления и наказания» Федора Достоевского упоминание об Ильназе Галявиеве, который обвиняется в убийстве девяти человек в казанской гимназии. Постановка молодого режиссера Александра Плотникова претендовала на включение в репертуар театра, она получила положительные отклики зрителей, критиков и резонанс в СМИ. Однако политики назвали ее попыткой «подтащить» психопатологии убийц детей под «философские дилеммы Достоевского» и заключили, что с российским театральным искусством «что-то глубоко не так». В итоге коллегия театра сообщила, что предпочла этой работе постановки других авторов.

Фото: Данила Егоров, Коммерсантъ

Театр Российской армии внес правки в публикации на своем официальном сайте о прошедшей с 13 по 15 августа «мастерской молодой режиссуры», приуроченной к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского и направленной на поиск новых талантов, «интересных решений и сюжетов для дальнейшего развития театра». В числе шести эскизов спектаклей начинающих режиссеров была работа Александра Плотникова под названием «Преступление и наказание (Раскольников/Галявиев)». Она была представлена на большой сцене театра 14 августа.

В анонсирующем пресс-релизе, который театр разместил на своем сайте 10 августа, сообщалось, что «режиссер хотел бы соотнести мысли и действия убийцы детей в Казани с мыслями Раскольникова из „Преступления и наказания“». «Он (Александр Плотников.— „Ъ“)находит параллели в их отношении к матери, к людям, похожесть мыслей сегодняшнего антигероя из Казани и Раскольникова»,— говорилось в анонсе.

Напомним, 11 мая 19-летний выпускник казанской гимназии Ильназ Галявиев убил из ружья Hatsan Escort PS Guard 12-го калибра семерых школьников и двух учителей. Также он привел в действие самодельное взрывное устройство. В результате нападения пострадали 25 человек, из них 23 были госпитализированы. Ильназ Галявиев сдался силовикам и сейчас находится в СИЗО, ему предъявлены обвинения в массовом убийстве (ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Из постов на сайте театра следует, что в постановке используется видеообращение Ильназа Галявиева, опубликованное им в соцсетях до нападения на гимназию, в котором он называл себя богом и говорил, что намерен избавить мир от «биомусора». Также есть сцены нападения на школу и интервью с одним из учеников, который выжил, укрываясь от выстрелов за партой.

Показ эскиза, согласно информации на сайте театра, вызвал дискуссию зрителей в зале, в финале которой на сцену выбежала 16-летняя школьница. «Когда случилась трагедия в Казани, мы в своем классе, мы и плакали, и говорили, и думали, что сделать, чтобы это исправить, как сделать, чтобы не было этого в нашей жизни... думали и так и не решили своим несовершенным 16-летним мозгом, ничего не могли решить. И я посмотрела спектакль, и мне стало легче. Потому что здесь я чувствую решение. Я еще точно не знаю, какое оно, но я его чувствую. Я хочу, чтобы мои одноклассники увидели это»,— сказала она.

Критики, входящие в экспертный совет мастерской, назвали постановку одной из лучших. «В эскизе Александра Плотникова „Преступление и наказание“ впервые за всю историю инсценирования романа „идея“ убийцы боролась с „правдой“ жертвы, редукция главного героя была предпринята режиссером концептуально»,— отозвалась кандидат искусствоведения Наталья Скороход. «Отличная работа Александра Плотникова „Преступление и наказание“. Подход режиссера к роману Достоевского — яркий способ сделать его частью личного, очень личного опыта не только создателей, но и зрителей, прежде всего молодых»,— сказала театральный критик Алена Карась. Ее коллега Александр Вислов особо отметил, что «Александр Плотников выхватывает примеры таких вот преступлений из недавних трагических событий». Он назвал эскиз «прекрасным заделом на будущий спектакль — событие, который будут обсуждать и который, возможно, внесет свое слово в историю современного прочтения произведений Федора Михайловича».

Однако творческие искания молодого режиссера не оценили политики. Член Совета Федерации Алексей Пушков в своем telegram-канале написал, что «что-то глубоко не так с нашим театральным искусством». «Не в силах создать что-то свое, паразитируют на классике, извращая ее и низводя до собственного уровня. А теперь копаются в психопатологиях убийц детей, пытаясь подтащить их под философские дилеммы Достоевского»,— отозвался сенатор о работе. «Такое — в Академическом театре Российской Армии»,— отметил он. «Прежние критерии подверглись беспощадной неокультурной хирургии: отныне главное — похайповее и поскандальнее. На искусство „неотворцы“ не способны. Только на низкопробный плагиат и скандал»,— заключил господин Пушков.

Ранее президент Татарстана Рустам Минниханов требовал от силовиков жестко «пресекать попытки героизации злоумышленника», полагая, что публикации о жизни Ильназа Галявиева «побуждают к совершению подобных действий». «Поэтому любые попытки романтизации преступника должны быть под особым взором правоохранителей»,— настаивал он.

Сейчас постановка Александра Плотников на сайте театра называется просто «Преступление и наказание» — без упоминания казанского стрелка. Театр разместил новый пост, в котором заверил, что в эскизе спектакля не было сравнения героя Федора Достоевского и Ильназа Галявиева. «В эскизе „Преступление и наказание“ не было отождествления Галявиева и Раскольникова, как пишут в некоторых СМИ. Если и говорить о параллелях, то Раскольников в эскизе отождествляется с другим убийцей — неизвестным мужчиной, который зарубил топором прабабушку и прадедушку режиссера. Главное послание эскиза в том, что Раскольников — обычный никчемный убийца»,— поясняют в театре.

Вчера театр опубликовал сообщение, согласно которому «Преступление и наказание» по версии Александра Плотникова не будет включено в репертуар. «По решению экспертного совета и творческой коллегии театра для дальнейшей постановки выбрано два эскиза — „Бобок“ в постановке Сергея Тонышева и „22.12.1849“ Филиппа Виноградова»,— говорится на сайте.

Полина Петрова, Полина Бердникова

Вся лента