Палаццо на Васильевском острове

История

Одноэтажный особняк Боссе на 4-й линии Васильевского острова сегодня выглядит несколько потерянным. Со стороны линии его заслоняют высоченные деревья, отбрасывая густую тень на светлый рустованный фасад, и подавляют соседние доходные дома другой эпохи. Со двора его и вовсе невозможно увидеть — территория закрыта и охраняется, а здание, похоже, пустует или в нем обитает какая-то таинственная контора.

По данным разных источников, особняк Боссе — дом 15 по 4-й линии — с 2002 года является Музыкально-репетиционным центром народного артиста России Александра Розенбаума — в начале 2000-х власти сдали его в аренду Розенбауму на 49 лет. Но сам народный артист открестился от здания еще в 2010-м, переехав со своей студией в ДК им. Кирова — о непомерной арендной плате, которую взвинтило Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры, он говорил в интервью «Фонтанке» в 2011 году.

Особняк Боссе на своем долгом веку повидал разных владельцев и арендаторов. Его спроектировал для себя и своей семьи архитектор Гаральд-Юлиус Боссе, но прожил здесь всего два года. Родился Боссе в Риге в 1812 году в семье профессора живописи и гравера, учился в Дрезденской академии изобразительных искусств. Переехал в Петербург в 19-летнем возрасте и начал работать чертежником у Александра Брюллова, известного архитектора, старшего брата живописца Карла Брюллова. Позже и сам Боссе стал профессором и получил от Императорской академии художеств звание академика.

Участок с садом на Васильевском острове архитектор, к тому времени вдовец, купил у купцов Зайцевых перед своей второй свадьбой в 1847 году. За два года был построен каменный дом в духе палаццо эпохи Ренессанса. Но так он выглядит только с фасадной части — в этом кроется некая «обманка», не часто встречающееся архитектурное лукавство. Со стороны линии здание одноэтажное, на высоком подвале. В декоративном оформлении неброского фасада прочитываются мотивы архитектуры эпохи Возрождения: стена с девятью арочными окнами рустована, то есть облицована четырехугольными камнями с гладкой и выпуклой поверхностью, как это делали в Италии. Над центральным окном — небольшой барельеф с картушем и фигурками амуров. Вход в дом — со двора, через арку. По ее сторонам — изящные лепные женские головки в круглых углублениях. А вот со стороны двора, судя по фотографиям и описаниям, здание выглядит совсем по-другому: вместо строгого фасада — причудливое, но гармоничное сочетание террас с аркадами, балконов и эркеров, перепад высот от одного до трех этажей.

Внутренняя планировка особняка тоже не была строгой: анфиладная система комнат сочеталась со свободно расположенными помещения. Как описано на сайте citywall.ru, «в центре находились восьмиугольный холл, Большая столовая и Большая гостиная. Через Малую столовую был выход на террасу и в сад. Интерьеры преимущественно были оформлены в стиле неоренессанса». К сожалению, со временем здание подверглось перепланировке и многие элементы отделки оказались утраченными.

Боссе жили в этом доме недолго — в начале 1851 года в семье было уже четверо детей, и особняк стал маловат. Архитектор продал его и переехал вместе с семьей в дом Корзинкиной на Адмиралтейском проспекте. В этом же году он начал работать в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий, потом в Риге, а в 1858 году назначен архитектором Императорского двора.

Боссе строил в Петербурге много и успешно. Работал в разных исторических стилях; как считалось в профессиональном сообществе, «одним из первых ввел в оформление фасадов петербургских зданий мотивы Ренессанса» и тоже одним из первых начал применять в своих проектах эркеры. В числе множества его известных работ — особняки князя Кочубея на Конногвардейском бульваре и улице Чайковского, дача Салтыковой на Черной речке, дом графа Кушелева-Безбородко на Гагаринской. Все они сохранились.

В 1863 году семья Боссе уехала в Германию. Но архитектор продолжал иногда приезжать в Петербург, и в 1870 году стал членом Петербургского общества архитекторов. Скончался в Дрездене на 82-м году жизни.

А хозяйкой особняка на 4-й линии с 1851 года стала молодая красавица-вдова княгиня Мария Ильинична Голицына, дочь генерал-лейтенанта князя Долгорукова. Через десять лет она снова вышла замуж — за дипломата, графа Николая Дмитриевича Остен-Сакена. И до 1917 года владельцами особняка Боссе оставалась семья Голицыных-Остен-Сакенов.

В 1894–1914 годах здание арендовал Геологический комитет. В советское время особняк частично перестроили. До 1960-х его занимали библиотеки: с 1933 года — детская библиотека Дома коммунистического воспитания детей Василеостровского района, с 1940 года — районная библиотека. С 1965 года — учебный комбинат Ленжилуправления.

В 1990–2001 годах в особняке Боссе был Камерный зал Государственной академической капеллы.

Елена Федотова

Вся лента