«Я нахожусь внутри музыки»

Егор Шкутко о предстоящем туре Molchat Doma и концертах в Белоруссии

Белорусская группа Molchat Doma, получившая в 2019 году международную популярность благодаря прогремевшей в TikTok песне на стихи Бориса Рыжего «Судно», наконец-то возвращается к гастрольной деятельности и везет в большое турне материал последнего альбома «Monument» (2020). Борис Барабанов поговорил с фронтменом Molchat Doma Егором Шкутко о том, как себя чувствует самая популярная русскоязычная рок-группа в мире.

Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

— У группы Molchat Doma впереди тур по Европе и США, там почти 50 городов.

— Есть отрепетированная концертная программа, с которой мы по Европе еще не ездили. Она включает песни с последнего альбома «Monument». В составе концертной бригады Molchat Doma теперь есть потрясающий световик, который программирует свет для всех выступлений. Да и вообще теперь у нас появилась команда, с которой можно ездить в такие затяжные турне. Концерты стали в разы зрелищнее, эмоциональнее. Мы готовы к марафону. В самом начале тура волнуешься, а потом, концертов через 10–12, вырабатывается какой-то автоматизм. Заболеваешь скорее, когда выпадает выходной, и ты расслабляешься, становишься уязвимым.

— Но стилистически группа осталась в своей нише. Или вы так не считаете?

— Я думаю, «Monument» все же отличается от первых двух альбомов. Мы выросли профессионально, песни получились более мелодичными, стало меньше монотонности.

— В одном из разговоров с белорусскими музыкантами я услышал характеристику для видеорядов, которые многие из них используют,— «советский санаторий». Она хороша не только для видео, но в целом для описания ощущения законсервированного советского прошлого. Это ощущение актуально для группы Molchat Doma?

— В концертах и видеосопровождении к ним мы немного отошли от этих образов: от панельных домов, советской архитектуры. В этом был стиль, но все надоедает, хочется чего-то нового. В том, что касается визуальной составляющей, мы движемся к более абстрактным формам.

— Но ситуация в Белоруссии не располагает к тому, чтобы отходить от этого наследия далеко. Она диктует именно это настроение.

— Мы пытаемся от него абстрагироваться, хотя это очень тяжело, сами понимаете. Мы пытаемся не связывать творчество с происходящим в стране, хотя какие-то отголоски все равно есть. Заниматься творчеством в такой обстановке в принципе тяжело. Даже на уровне концертов. Все лето фактически выступать можно было только в России. Ограничения были связаны и с коронавирусом, и с политической ситуацией. Например, у нас были запланированы концерты в Швейцарии, но попасть туда из Белоруссии невозможно, пришлось добавить один концерт на Украине и уже оттуда двигаться в Швейцарию. Обратно хотели ехать через Латвию и Россию, но из России нас депортировали в Ригу, мы там укололись «Пфайзером» и поехали в Минск на машинах. Такие вот приключения.

В самой Белоруссии по большому счету имеет смысл выступать только в Минске. В городе есть и условия для выступлений, и аудитория. Белорусы едут либо в деревню отдыхать, либо в Минск тусоваться. Но концерты в Минске этим летом отменяют так же легко, как в Москве и Питере. Так было, например, с хорошо известной в России группой «Петля пристрастия». Концерт отменили буквально за день до назначенной даты. Естественно, сослались на коронавирус.

— У группы Molchat Doma был момент, когда она «выстрелила» с TikTok-хитом «Судно». У любого подобного успеха есть оборотная сторона — он может не повториться. Вы боитесь такого сценария?

— У нас не было цели стать известными или ездить в большие туры. Мы просто хотели играть именно такую музыку и показывать ее людям. В 2017–2018 годах мы на BlaBlaCar в Москву и Питер ездили. Три косаря на дорогу, три заработали, столько же на дорогу обратно и столько же пропили. Итог — минус 6 тыс. Да еще я потерял кусочек зарплаты на основной работе, потому что ехал весь понедельник. Так долгое время было. Но мы не расстраивались. В 2018 году нас пригласили на фестиваль в Швецию. Дорогу оплачивали, но в стране тоже нужны были деньги, плюс требовалось докупить кое-что из оборудования. У нас с моим коллегой по группе Павлом Козловым были очень хорошие трековые велосипеды, которые мы сами по частям собирали. Пришлось продать. И только в прошлом году у нас опять появились такие велосипеды.

— В момент успеха второго альбома «Этажи» (2018) у вас набралась хорошая международная аудитория. Вам удалось не растерять ее в отсутствие гастролей?

— Наша аудитория растет. Приходят письма с просьбами приехать в разные страны, много запросов из Южной Америки. В Мексике в фейсбуке открылся фан-паблик Molchat Doma. Делают какие-то мемы, переводят тексты песен и даже предлагают свои трактовки содержания. У нас 500 тыс. подписчиков в Spotify, 2 млн прослушиваний в месяц. Но я не сказал бы, что я пристально за этим слежу. Я нахожусь внутри музыки. Если бы это было не так, мы не смогли бы ездить в такие тяжелые туры.

— Molchat Doma — скорее меломаны, играющие музыку, или музыканты с хорошим меломанским кругозором?

— Наверное, все же больше меломаны. Если заглянуть в наши плейлисты, там много неочевидного. Все же думают, что мы одних Depeche Mode и The Cure слушаем. А там разброс от The Chemical Brothers до Билли Айлиш.

Вся лента