Золотая паутина

Светлана Ромашина и Светлана Колесниченко продолжили победную серию России

Очередную золотую награду Олимпиады в Токио сборная России завоевала в очень особенном для нее виде спорта. Виде, в котором она доминирует уже больше двух десятилетий. Виде, в котором представить ее проигравшей, что бы ни придумывали соперницы, какие бы ЧП ни мешали ей, просто невозможно. На сей раз победа Светланы Ромашиной и Светланы Колесниченко в состязаниях дуэтов в синхронном плавании была одержана привычным способом — с колоссальным, не оставляющим никому шансов преимуществом. И она сделала Ромашину, завоевавшую свое шестое олимпийское золото, самой титулованной синхронисткой в истории.

Светлана Колесниченко и Светлана Ромашина были на голову сильнее соперниц в соревнованиях дуэтов

Фото: Marko Djurica, Reuters

Свое 14-е золото Олимпиады сборная России выиграла в жанре, который является слишком бесспорным предметом ее гордости. Отечественное синхронное плавание — это вообще такой удивительный феномен. В нынешнем веке в нем постоянно менялась иерархия. Уходили в тень трендсеттеры 1990-х — американки, канадки, а из тени на свет выскакивали представительницы других стран — Испании, Японии, когда-то абсолютно равнодушного к синхронному плаванию, его эстетике Китая. Но все эти сдвиги происходили исключительно у подножия верхушки. А с верхушки иерархии, из парящих высоко-высоко облаков с 2000 года, с Олимпиады в Сиднее сверху вниз на эту гонку смертных смотрели богини синхронного плавания, забиравшие все олимпийское золото. Российские богини.

С разными примами пантеона, с разными по настроению и стилистке программами — то ставя на надежную классику, то на современность, то на откровенный китч,— они в течение двух десятилетий оставались недосягаемыми для остальных, как бы остальные ни пыжились, что бы ни придумывали. Они все равно были лучше во всех аспектах. Они все равно опережали всех на два корпуса в сложности, новаторстве, эффектности, точности и слаженности. Даже в крепости характера, потому что на долю российской сборной за эти два десятилетия выпало столько ЧП, что хватило бы на десяток команд: травмы, болезни, форс-мажор с музыкой. Самый яркий пример в этом смысле — произвольная программа на Олимпиаде в Афинах в 2004 году, когда Анастасии Давыдовой и Анастасии Ермаковой из-за ошибки с ее выбором пришлось в финале начинать выступление заново. Самый яркий, но далеко не единственный.

Та же история произошла в Токио уже со Светланой Ромашиной и Светланой Колесниченко.

В квалификации им снова поставили не тот трек, потом вовсе выключили его, а до тех пор пока с форс-мажором не разобрались, российские спортсменки томились на бортике бассейна…

Такие неприятности могут сбить — а то и убить — настрой у кого угодно. Но российских богинь это не касается. То, что выглядело страшным ударом, Колесниченко назвала «проверочкой». «Проверочка», естественно, никак не повлияла на качество работы.

Ромашиной и Колесниченко выпало завершать состязания в финале. До них выступили 11 дуэтов, высказывавшихся на любые темы, в том числе неожиданные — экологии, жестокости окружающего мира, демонстрировавшие этими выступлениями одержимость, с которой готовились к Олимпиаде. Некоторые — например, китайское — были исключительно хороши.

Но это опять была гонка за серебром, потому что в бассейн нырнули Светлана Ромашина и Светлана Колесниченко — и стало ясно, что все в синхронном плавании по-прежнему: есть Россия — и есть пытающийся тянуться за ней пелотон. Со своими лидерами, но лидерами, которые, даже если обладают таким высоким классом, как китаянки Хуан Сюшэнь и Сунь Вэньянь, пока не изобрели ничего, что можно противопоставить российскому таланту.

И из всего списка презентованных в токийском финале программ, какими бы интересными ни были большинство из них, именно в историю синхронного плавания опять войдет лишь одна — «Пауки» Ромашиной и Колесниченко.

Одновременно пышная, «нарядная» и жуткая, абсолютно парадоксальная, будто отсылающая к гигантским скульптурам паучих Луизы Буржуа, которые вот точно так же заставляют задуматься об эфемерности грани между красотой и уродством, между добром и злом. И, разумеется, выполненная без единого сбоя, в темпе, который к финишу все нарастает и нарастает.

«Пауки» Светланы Ромашиной и Светланы Колесниченко принесли России ее 11-е золото, завоеванное на Олимпиадах в особенном виде. А Ромашину они сделали официально самой титулованной синхронисткой всех времен. На Олимпийских играх она впервые соревновалась еще в 2008 году в Пекине, тогда — только в группе. На следующих Олимпиадах без Ромашиной уже не мог обойтись и дуэт. В Лондоне и Рио-де-Жанейро она брала в нем золото с Натальей Ищенко, теперь, в 31 год, взяла его с Колесниченко, став шестикратной олимпийской чемпионкой. У завершивших карьеру Ищенко и Давыдовой по пять высших наград Олимпиады.

Впрочем, до того момента когда Светлана Ромашина, богиня, плакавшая тем не менее на церемонии награждения совершенно человеческими слезами, будет чемпионкой семикратной, ждать осталось недолго. В субботу в синхронном плавании финал в состязаниях групп, который Россия ведь проиграть не может.

Алексей Доспехов

Фотогалерея

Все медали России

Смотреть

Вся лента