Смольный поплывет без субсидий

Проект речного трамвая снова тестируют в Петербурге

На этой неделе власти города и несколько судоходных компаний начнут выполнять регулярный водный маршрут по Неве. Его анонсируют как общественный транспорт, но цена проезда из-за отсутствия бюджетной субсидии несопоставима со стоимостью билета на автобус или метро. Эксперты считают, что проект будет интересен только туристам, а выполнять транспортную функцию ему не удастся.

Август 2010 г. Пассажиры речного такси на причале в акватории Невы на Синопской набережной

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

С 7 августа комитет по транспорту совместно с Ассоциацией владельцев пассажирских судов и входящими в нее судоходными компаниями (ООО «Нева Тревел Компани», ООО «Драйвер», ООО «Смольнинское пароходство», ООО «Аква-Экскурс», ООО «Северная Венеция») запустят пилотный проект регулярного кольцевого маршрута водного транспорта в центре Петербурга «Невский маршрут». Он будет проходить через основные туристические причалы — на Мытнинской набережной, у Летнего сада, Петровской и Арсенальной набережной, у Кунсткамеры и Адмиралтейства.

Стоимость за полный круг движения судна — 700 рублей, за один из участков — 100 рублей. Это почти в два раза дороже разового проезда на общественном транспорте. По маршруту ежедневно с 11:00 до 19:00 с интервалом в 30 минут будут курсировать три однопалубных пассажирских судна с крытым салоном.

Идея водного трамвая существовала еще во время губернаторства Валентины Матвиенко (2003–2011 годы.— “Ъ”), однако в 2009 году из-за кризиса власти отложили реализацию проекта. «Развитие такого нового вида пассажирского транспорта, как речной трамвай, требует инвестиций»,— объясняла госпожа Матвиенко. Чиновники предполагали, что в период навигации на Неве такой речной трамвай мог бы значительно облегчить транспортную ситуацию в городе.

С 2010 по 2015 год в сезон навигации в Петербурге существовал проект «Аквабус», перевозки осуществлялись по четырем линиям, а бюджет ежегодно выплачивал перевозчикам около 100 млн рублей для компенсации расходов по регулируемому тарифу. Однако из-за низкого спроса и высокого уровня субсидии от проекта было решено отказаться. С тех пор новых регулярных маршрутов не появлялось, а председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков заявлял, что водным такси могут заниматься агрегаторы.

Впрочем, общественным транспортом новый водный маршрут, скорее всего, не станет, говорит аналитик движения «Транспорт и горожане» Арсений Афиногенов. «На 95–99% люди будут пользоваться маршрутом с туристическими целями, транспортные связи — исключительно для гостей города. Как общественный транспорт водные маршруты использовать сложно, в первую очередь в силу ярко выраженной их сезонности. Зимой по понятным причинам эти маршруты не будут функционировать»,— заключает он.

О том, что комитет по транспорту готовится запустить городской маршрут водного пассажирского транспорта без регулируемого тарифа (то есть цена может быть выше установленной цены на общественном транспорте), стало известно в 2019 году: ведомство подготовило изменения в соответствующее постановление. Предполагалось, что маршрут назовут «Центральная линия», он почти совпадает с объявленным в 2021 году.

Яна Войцеховская

Вся лента