Подробно

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Цифра делает пластику

Банки наращивают эмиссию цифровых карт на Урале

Ограничения, связанные с пандемией, в 2020 году дали толчок развитию цифровых банковских карт (без физического пластикового носителя). Сейчас на них в Свердловской области приходится порядка 15–25% от общей доли эмиссии карт в зависимости от банка. Граждане к использованию таких карт уже привыкли, а их выпуск банкам обходится примерно на 70% дешевле пластика. К тому же развитие этого сегмента снижает объем трудноперерабатываемых пластиковых отходов. Банкиры рассчитывают, что через пять лет большая часть россиян может полностью отказаться от пластика в пользу цифровых карт.


“Ъ-Урал” опросил уральские банки, чтобы оценить, насколько за время пандемии цифровые карты (без физического пластикового носителя), которые многие банки стали активно предлагать именно в 2020 году, потеснили традиционный пластик. Уральским банком Сбербанка по данным на 1 июля 2021 года в Свердловской области выдано более 130 тыс. цифровых дебетовых карт. За год их количество выросло почти в два раза — с 69,8 тыс. на июль 2020 года. ВТБ к июню 2020 года выпустил по России 100 тыс. цифровых карт, а к апрелю 2021 года — свыше 500 тыс. В том числе в УрФО клиенты банка оформили более 40 тыс. цифровых карт, в Екатеринбурге и Свердловской области по состоянию на апрель 2021 года — свыше 14 тыс. Сейчас на цифровые карты приходится 15% от розничной эмиссии банка, в сегменте кредитных карт — 13%, сообщили в пресс-службе ВТБ по УрФО.

В банке «Открытие» доля выпущенных виртуальных кредитных карт находится на уровне 10%, дебетовых — порядка 25%, значительная доля из которых приходится на зарплатные карты «Мир». Около 40% зарплатных клиентов банка «Открытие» оформляют цифровую карту «Мир», более 35% используют ее не только для получения зарплаты, но и для совершения расходных транзакций, сообщили в пресс-службе «Открытия» по УрФО. В екатеринбургском СКБ-банке рассказали, что с января 2021 выпуск цифровых карт «увеличился в десятки раз», но он по-прежнему остается низким в общем объеме эмиссии. «Низкая доля цифровых карт в общем объеме обусловлена поведенческими привычками. Думаю, увеличение числа банкоматов с функцией приема бесконтактных карт также положительно скажется на популярности платежных инструментов в цифровом формате»,— считает главный архитектор департамента технологического развития СКБ-банка Александр Вдовин.

Банки отмечают, что свердловчане активно используют цифровые карты при оплате товаров и услуг.

Оборот по цифровым картам ВТБ в Екатеринбурге и Свердловской области по данным на апрель составлял 364 млн руб. (всего по России — 15,5 млрд руб.).

Чаще всего держатели дебетовых цифровых карт ВТБ на Среднем Урале используют их в супермаркетах — оборот составил 95 млн руб., для приобретения одежды и обуви — свыше 26 млн руб. и в ресторанах — 23 млн руб. Руководитель направления транзакционного бизнеса Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Денис Дергачев отметил, что средний чек покупки по цифровой карте, как правило, на 50% выше транзакций с обычного банковского «пластика» и составляет около 12 тыс. руб. «Можно предположить, что цифровыми картами предпочитают пользоваться люди с более высокой покупательной способностью, которые в принципе более активно пользуются гаджетами и быстрее входят в новые для себя продукты»,— пояснил он.

По его словам, время активации цифровой карты в 2,5 раза быстрее, чем у пластиковой карты.

«Клиент может за 5 минут оформить виртуальную карту в приложении и совершить необходимую покупку “здесь и сейчас”. При желании, забрать карту можно в ближайшем отделении банка»,— добавил он. По его данным, всего за месяц с помощью умных устройств клиенты УБРиР совершают транзакций более чем на 330 млн руб.

В ближайшие годы крупные игроки рынка рассчитывают удвоить долю цифровых карт в общем объеме эмиссии. Так, ВТБ к концу года планирует увеличить ее до 20%, а к 2023 году — до 40%.

По прогнозам ВТБ, на горизонте 3–5 лет большая часть россиян может полностью отказаться от банковского пластика в пользу цифровых карт.

«Уже сейчас растет количество клиентов, которые не видят необходимости в пластике. Фактически многим клиентам пластиковые банковские карты нужны только для работы с наличными в банкоматах. Окончательный переход на цифровые карты станет возможным после того, как весь банкоматный парк российских банков будет оборудован инфраструктурой для внесения наличных с помощью токенизированных операций»,— пояснили в пресс-службе ВТБ.

Объем рынка виртуальных карт на начало года в России оценивается в 12–17 млн штук, при этом за пандемийный 2020 год их число могло возрасти на 30–40%, рассказал аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов.

По оценкам аналитика, выпуск пластиковой карты может обходиться банку в 100-200 руб., с учетом дополнительных расходов (на логистику, упаковку, оборудование, персонал) общие затраты могут достигать 500 руб. Издержки при выпуске виртуальной карты могут быть ниже примерно на 70%, отметил Игорь Додонов.

«Кроме того, виртуальные карты можно выпускать в тех регионах, где у банка нет отделений (хотя такие виртуальные карты и имеют некоторые ограничения). И их распространение будет способствовать увеличению доступности финансовых услуг для населения, а банки смогут привлекать новых клиентов без вложений в инфраструктуру»,— считает аналитик. Он также подчеркнул, что замена пластиковых карт на виртуальные поможет банкам следовать принципам ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление), поскольку способствует снижению объема пластиковых отходов, которые трудно перерабатывать.

Татьяна Дрогаева