Черногория встала на путь освобождения

От китайской долговой зависимости

Договоренность правительства Черногории с западными банками о рефинансировании миллиардного кредита Китая на строительство главной магистрали страны вызвала бурную реакцию как в правящей коалиции, так и в оппозиции. И те и другие требуют от правительства раскрыть детали сделки из опасения, что она приведет не к освобождению Черногории от китайской долговой зависимости, а к разбазариванию бюджетных средств. Экономический проект века, как его изначально окрестили в Черногории, становится все более политическим. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.

Фото: Stevo Vasiljevic / Reuters

Черногорский министр капитальных инвестиций Младен Боянич высказал на днях «оптимистическое предположение», что продолжающаяся уже шесть лет первая фаза строительства главной магистрали страны, которая соединит Адриатическое побережье с черногорским севером и дальше с Сербией, будет завершена к 30 ноября. Но куда больший ажиотаж, нежели это важное заявление министра, вызвало обнародование правительством сделки по рефинансированию миллиардного кредита Китая на строительство «черногорской магистрали века».

Как сообщил глава Минфина Милойко Спаич, правительство договорилось с двумя американскими и одним французским банком (их названия министр привести отказался) о снижении ставки китайского кредита с 2% в долларах до 0,88% в евро, что, по его словам, позволит Черногории экономить €8 млн в год. Министр оценил договоренность как выдающуюся.

Однако с такой оценкой не согласилась ни черногорская оппозиция, ни часть партий правящей коалиции. Они потребовали от правительства обнародовать все детали сделки.

А один из лидеров входящего в правящую коалицию «Демократического фронта» Небойша Медоевич обвинил главу Минфина в «игре в казино на государственные деньги» и потребовал вызвать его для заслушивания в парламент.

В перепалку вмешались и внешние игроки. Заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэттью Палмер после переговоров с Милойко Спаичем призвал черногорцев к «осторожности в делах с Китаем» и предупредил: «Китай вел дипломатию долговой западни в Черногории и на Балканах». На это тут же отреагировало китайское посольство в Подгорице, посоветовавшее американцам «заниматься своими делами и поменьше беспокоиться о делах Китая и Черногории». А потом и в китайском МИДе заявили: «Истинная цель подобных лживых обвинений в "долговой западне" состоит в том, чтобы внести раздор между Китаем и другими странами».

Таким образом, «экономический проект века по строительству магистрали Юг—Север», как его изначально окрестили в Черногории, приобретает все больше элементов политики и геополитики.

Впрочем, политика сопровождала этот проект изначально. Соглашение о кредите в $944 млн на строительство первого участка скоростной автомагистрали Бар—Боляре (от порта Бар на Адриатике до местечка Боляре в центральной части страны) правительство Черногории и китайский EXIM-банк подписали в 2014 году. Кредит со ставкой в 2% рассчитан на 20 лет.

Сделку сразу же крайне критически восприняли в ЕС, куда Черногория намеревается вступить. Критиковались как экономическая составляющая сделки (опасность от китайской долговой кабалы), так и политическая (расширение китайского влияния в Европе).

Черногорцы в ответ заверяли европейцев, что опасения преувеличены. А источник “Ъ”, близкий к черногорскому руководству, пояснил: «Первоначально мы просили кредит в ЕС, долго и терпеливо ждали, и только когда стало ясно, что в Европе денег на магистраль не получить, начали переговоры с китайцами. Ведь магистраль для Черногории — это главная артерия, которая призвана связать наш сельскохозяйственный и горный север с адриатическим югом, соединить страну в единое хозяйственное целое».

Но начатое в мае 2015 года строительство затянулось. Участок Бар—Боляре протяженностью 41 км — самый сложный на всей магистрали: 32 тоннеля и 45 мостов, главный из которых длиной 1 км и высотой самой большой опоры 180 м. Сначала дорогу планировали завершить в 2019 году, потом на год позже. Возникли и не предусмотренные договором дополнительные расходы на $90 млн. В 2020 году «стройку века» практически полностью остановил коронавирус. И вот теперь, если «оптимистическое предположение» черногорского министра капитальных инвестиций сбудется, первый участок магистрали запустят к концу ноября.

Однако бурная реакция на сделку правительства Черногории с западными банками по рефинансированию миллиардного китайского кредита актуализировала другой ключевой вопрос — об опасности для Адриатической республики долговой зависимости. Особенно с учетом того, что новое черногорское правительство, приступившее к работе 4 декабря прошлого года, уже на третий день пребывания у власти взяло в долг на внешних рынках почти €900 млн. Причем не на какой-то крупный инвестиционный проект, а на текущие расходы. Отчасти, видимо, и из-за этого новые черногорские власти пытаются ослабить бремя долга Китаю, взятого на строительство магистрали.

Вся лента