Агитация столкнулась с дискриминацией

Московские кандидаты в Госдуму жалуются на силовиков и провокаторов

Независимый кандидат в Госдуму по Чертановскому округу Москвы Роман Юнеман опубликовал открытое письмо главе Центризбиркома Элле Памфиловой. Он пожаловался на невозможность вести предвыборную агитацию и, в частности, на необоснованные визиты полиции и задержание сборщиков подписей. В ЦИКе пообещали оперативно реагировать, если нарушения повторятся, а сама госпожа Памфилова обратилась к регионам с просьбой не чинить препятствий сборщикам подписей.

Кандидат в Госдуму Роман Юнеман пожаловался в Центризбирком на затруднения в его общении с избирателями

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

О давлении на сборщиков и агитаторов лидер движения «Общество. Будущее» Роман Юнеман сообщал и до публикации открытого письма. Самый резонансный случай произошел 9 июля в Южном Бутово, когда команда кандидата устанавливала агитационные кубы. По словам господина Юнемана, кубы были оплачены с избирательного счета и заявлены в территориальном избиркоме, однако приехавший наряд полиции расценил их установку как проведение несогласованного публичного мероприятия и задержал семь человек, вменив им нарушение правил проведения митинга (ст. 20.2.5 КоАП).

Через несколько дней полиция снова навестила команду агитаторов в Чертаново, где устанавливался флагшток с парусом — тоже официально оплаченный и заявленный в избиркоме. «Такие конструкции сейчас у всех кандидатов, и по ним ни у кого нет вопросов,— заявил Роман Юнеман.— Посмотрите, сколько оранжевых парусов стоит у административного кандидата Олега Леонова. Посмотрите на "пирамиды Вассермана", на стойки Певцова (телеэрудит Анатолий Вассерман и актер Дмитрий Певцов баллотируются в Госдуму как самовыдвиженцы, но, по данным “Ъ”, при поддержке мэрии Москвы.— “Ъ”)». Господин Юнеман также сообщил “Ъ”, что его сборщики подвергались атакам провокаторов, а один из подписантов был уличен в намеренной подделке автографа.

14 июля, уже после публикации открытого письма, с Романом Юнеманом связались представители ЦИКа. «Сказали, что (глава ЦИКа.— “Ъ”) Элла Памфилова поговорила с руководством московской полиции и препятствовать установке конструкций они больше не будут. Дали телефон для связи, если снова возникнут жалобы»,— рассказал кандидат.

В тот же день глава ЦИКа направила письма главам регионов и избиркомов с просьбой обеспечить возможность сбора подписей для кандидатов «максимально оперативно» и не чинить им препятствий.

Другие оппозиционеры-самовыдвиженцы тоже жалуются на полицию. Например, член движения «Социалистическая альтернатива» Ксения Безденежных (выдвигается в Госдуму по Преображенскому округу) собирает деньги на повторную печать агиткуба, который 11 июля изъяла полиция. Ее задержали у метро «Семеновская» во время сбора подписей и увезли в отделение, чтобы установить, «на каких основаниях установлен куб», а сам куб демонтировали и забрали. Ранее политика уже задерживали на другой точке сбора подписей по той же причине.

О трудностях с размещением кубов сообщил “Ъ” и замглавы московского «Яблока» Максим Круглов: «Нам запретили ставить какие-либо агитконструкции, приравнивают это к проведению публичных мероприятий во время коронавируса. Это очень странно и глупо».

Сотрудница фонда «Городские проекты» Анастасия Брюханова (кандидат в Думу по Ленинградскому округу) говорит, что проблемы с кубами возникают на каждых выборах и причина кроется в некомпетентности отдельных полицейских: «Каждый раз находятся сотрудники, которые не знают, что так можно и что это регулируется другим законом. У меня тоже были такие проблемы, но я написала тонну обращений всем полицейским в округе, они неделю их поизучали и отстали». Провокации тоже случаются — например, у Петра Караманова, выдвинутого от «Горпроектов» в Мосгордуму, добавляет госпожа Брюханова:

«Агитаторы не от единороссов, а от других административных кандидатов приходят на точки сбора подписей, кидаются на подписантов, пытаются их отговорить. Сегодня пытались испортить подписной лист, разлив какой-то смузи на стол».

Координатор проекта «Лиза Алерт» Олег Леонов заявил “Ъ”, что ему тоже непросто собирать подписи, в том числе и из-за действий полиции. «К сборщикам регулярно подходят патрули. Одну девушку доставили в отдел под непонятным предлогом. Еще был случай, когда полицейские забрали флаг — так и не отдали. Это произошло несмотря на то, что мы находимся на точках агитации законно, соблюдаем масочный режим. Вопиющих случаев не было, но внимание правоохранителей к себе чувствуем ежедневно»,— сказал кандидат. 26 июня его самого задержала полиция во время встречи со сторонниками на Хохломской площади. По его словам, полицейские расценили собрание как несанкционированное мероприятие и составили протокол об организации несогласованной акции (ч. 2 ст. 20.2 КоАП).

Источник “Ъ” в столичной мэрии не считает, что самовыдвиженцы с оппозиционными взглядами сталкиваются с барьерами при проведении уличной агитации: «Условия для всех одинаковые, просто кто-то вкладывает силы и средства в кампанию, а кто-то ими не располагает и использует более доступные технологии. Кандидатам, имеющим узнаваемость в обществе, не нужно применять много усилий для привлечения внимания. Менее узнаваемым кандидатам нужно как-то заявлять о себе, а скандалы и шум вокруг своей персоны — один из способов привлечь внимание». Если агитконструкции установлены по всем правилам и не мешают движению, вопросов у полиции не возникнет, уверяет собеседник: «Если же кандидат и его команда демонстративно выходят втроем, вчетвером, не соблюдают санитарные меры и нарушают установленный порядок, то очевидно, что это повлечет за собой соответствующие последствия со стороны правоохранителей».

Кира Дюрягина, Андрей Винокуров, Елена Рожкова

Вся лента