Транспортный лизинг снимают с транспорта

Возобновилась дискуссия о передаче Государственной транспортной лизинговой компании
(ГТЛК) из ведения Минтранса в Минпромторг. С такой инициативой обратился к президенту РФ
глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Он также выступил против предлагаемой схемы слияния ГТЛК
и «ВЭБ-Лизинга», которая, по его мнению, грозит распространением на ГТЛК санкций США.
Источники „Ъ“ на рынке и эксперты считают вариант передачи ГТЛК Минпромторгу
«логичным», учитывая фактическую роль министерства в обеспечении компании капиталом и
контрактами.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Как стало известно „Ъ“, глава «Ростеха» Сергей Чемезов предложил президенту Владимиру Путину передать Государственную транспортную лизинговую компанию от Минтранса в ведение Минпромторга. Соответствующее письмо было направлено в конце мая (копия есть у „Ъ“). Господин Чемезов также предложил включить представителей «Ростеха» в совет директоров ГТЛК. Владимир Путин, расписав документ на премьера Михаила Мишустина, дал следующую резолюцию: «Вопросы отраслевых интересов очевидны, тем не менее прошу поддержать». Михаил Мишустин 1 июня поручил первому вице-премьеру Андрею Белоусову и главе Минтранса Виталию Савельеву «доложить» свою позицию по этому вопросу.

В своем письме президенту Сергей Чемезов напоминает, что ГТЛК — «системообразующая организация российской экономики с объемом лизингового портфеля свыше 1,3 трлн руб., а также лидер в размещении заказов на приобретение техники отечественного производства в транспортном машиностроении». Пока единственным акционером компании остается РФ в лице Минтранса.

Сейчас планируется объединение ГТЛК с «ВЭБ-Лизингом» — в результате акционером ГТЛК станет ВЭБ.РФ, находящийся под санкциями США. Такая схема, считает Сергей Чемезов, «несет существенные риски включения ГТЛК в санкционные списки и лишения возможности привлекать деньги на международных рынках».

Он добавляет, что существенная доля выделяемой ГТЛК господдержки доводилась по линии Минпромторга, а лизинговые программы ГТЛК обеспечивают значительную часть спроса на продукцию предприятий «Ростеха» — ОАК, КамАЗа, «Вертолетов России», «Уралвагонзавода».

В «Ростехе» не стали ничего добавлять к письму. В Минтрансе, Минпромторге и ВЭБ.РФ тему не комментировали. В ГТЛК „Ъ“ сообщили, что готовы выполнить любые поручения правительства: «Как акционерное общество мы приветствуем решения, которые не приводят к рискам сокращения инвестиций в транспортную отрасль и транспортное машиностроение РФ».

Идея передать ГТЛК от Минтранса в Минпромторг обсуждается в отрасли несколько лет. Последний раз такой вариант рассматривался в 2020 году (см. „Ъ“ от 13 ноября 2020 года). Однако на брифинге с журналистами в апреле 2021 года глава ГТЛК Евгений Дитрих опровергал такую возможность.

Собеседники „Ъ“, знакомые с ситуацией, изначально скептически относились к варианту объединения ГТЛК с «ВЭБ-Лизингом», указывая на риск санкций. Они напоминают, что в апреле китайский банк ICBC уже отказал ГТЛК в кредите для зарубежных контрактов.

Кроме того, санкции могут означать для ГТЛК необходимость гасить все свои финансовые обязательства в объеме более 1 трлн руб., что грозит компании дефолтом.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что передача ГТЛК в Минпромторг выглядит логично: именно для поддержки транспортного машиностроения осуществлялись последние вливания в ГТЛК из бюджета. Кроме того, развитие лизинговых программ необходимо для роста продаж продукции российского машиностроения за рубежом. Минпромторг, по мнению эксперта, сможет выстроить более эффективную координацию ГТЛК с ключевыми курируемыми предприятиями как при работе на внутреннем рынке, в том числе в рамках импортозамещения, так и при поставках на экспорт.

Анастасия Веденеева, Илья Усов

Вся лента