Рынок несет свой крест

Субсидирование

В 2021 году объем перекрестного субсидирования в электросетях увеличился на 2 млрд рублей. Эксперты полагают, что тенденция к росту уровня «перекрестки» в РФ в ближайшие годы сохранится.

Пандемия и меры по борьбе с ней увеличили рост цен на потребительском рынке и в энергетической сфере. В таких условиях гораздо сложнее как ограничивать тарифы для предприятий, так и перераспределять нагрузку в направлении ее повышения для населения

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В условиях перекрестного субсидирования (ПС) одним потребителям приходится доплачивать за электроэнергию, расходуемую другими, с целью сбалансировать для них сумму платежей. «Например, чтобы сохранить низкие тарифы для населения, завышают тарифы для предприятий, а в то же время на Дальнем Востоке цены на электричество снижаются за счет потребителей остальных регионов РФ»,— говорит Олег Шевцов, генеральный директор АО «Трансэнерком».

«Фактически до 2013 года перекрестное субсидирование было запрещено на законодательном уровне. Согласно 35-ФЗ "Об электроэнергетике, не допускалось введение льготных тарифов для одних потребителей за счет их повышения для других. Однако устанавливаемые ограничения на рост тарифов для населения делали это положение нереализуемым. В 2013 году понятие "перекрестное субсидирование" впервые было закреплено законодательно. На уровне закона "Об электроэнергетике" впервые введена предельная величина перекрестного субсидирования, учитываемая в ценах (тарифах) на услуги по передаче электроэнергии кроме населения (постановление правительства РФ № 750 от 31 июля 2014 года) в размере 229,3 млрд рублей без НДС в целом по стране»,— рассказывает Сергей Сасим, директор Центра исследований в электроэнергетике Института экономики и регулирования инфраструктурных организаций НИУ ВШЭ.

Эксперты отмечают, что механизм перекрестного субсидирования искажает ценовые сигналы в экономике, с одной стороны, ограничивая конкурентоспособность отечественных товаров, в цену которых включается, в том числе, тариф на электричество, с другой — снижая мотивацию населения к энергосбережению, а сетевых компаний — к содержанию и развитию коммунальных электросетей.

«При разнице в тарифах для разных категорий плательщиков большая нагрузка ложится на малые и средние предприятия. Им приходится доплачивать за электроэнергию, чтобы население могло пользоваться более низкими тарифами. Притом, что крупные объекты промышленности не участвуют в субсидировании, так как оплачивают электричество также по более низким тарифам»,— указывает господин Шевцов.

В 2018 году, по оценке ФАС России, среднее значение нагрузки по перекрестному субсидированию по субъектам РФ достигало 22% конечного тарифа для «прочих» потребителей. При этом приемлемым считается показатель не более 10%, которому соответствовали только несколько регионов.

«Величина перекрестного субсидирования в России, заложенная на 2021 год, увеличилась по сравнению с аналогичным значением 2020 года. Исходя из опубликованных тарифных решений общий объем перекрестного субсидирования, учтенный в тарифах на передачу 2021 года, составил 241 млрд рублей вместо 239 млрд, учтенных в тарифах на 2020 год. Средняя ставка перекрестного субсидирования по РФ в 2021 году составит 0,5 рубля за кВт•ч. Таким образом, тенденция перекрестного субсидирования к росту обладает устойчивым характером»,— говорит господин Сасим.

Основные тенденции

По мнению экспертов, тенденция к росту уровня перекрестного субсидирования в РФ сохранится в обозримой перспективе, поскольку макроэкономические ограничения не создают условий для его сокращения.

Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade, отмечает, что решение проблемы перекрестного субсидирования в 2020 году и в начале 2021 года оказалось во многом замороженным. Пандемия и меры по борьбе с ней увеличили рост цен на потребительском рынке и в энергетической сфере. В таких условиях гораздо сложнее как ограничивать тарифы для предприятий, так и перераспределять нагрузку в направлении ее повышения для населения.

«Остается ограничение ежегодного повышения тарифов для населения не более 5%. Но эта величина уже ниже, чем фактическая инфляция, составившая 4,9% в 2020-м и поднявшаяся до 5,5% в апреле 2021-го. Возможностей перераспределения нет. Сокращать тарифы для юридических лиц также крайне затруднительно из-за рисков их ухода на уровни ниже общих затрат энергокомпаний. Но острота проблемы не только не снижается, а усиливается из-за увеличения общих расходов предприятий — потребителей энергии, снижения их выручки и рентабельности. Поэтому перспективы решения данных вопросов находятся в области уменьшения затрат самих производителей энергии. Ведь в принципе тарифы не должны покрывать любые, даже необоснованные их расходы, потери, неэффективность»,— считает эксперт.

Господин Сасим обращает внимание, что существующие параметры роста тарифов позволяют снижать перекрестное субсидирование только в городах федерального значения (ГФЗ) и крупных агломерациях, для которых характерны нетипичные для РФ параметры тарифной политики: уровень тарифов для населения близок к экономически обоснованному; удельная величина перекрестного субсидирования невелика и обусловлена зонной дифференциацией тарифов для населения и применением понижающего коэффициента по отдельным категориям бытовых потребителей; доля энергоемких производств в структуре экономики городов незначительна, а уровень доходов жителей весьма высок, что позволяет безболезненно сглаживать зонную дифференциацию, снижая уровень ПС.

Для большинства российских регионов указанные параметры социально-экономических ограничений недостаточны для качественного решения задачи снижения перекрестного субсидирования. Поэтому в большинстве субъектов РФ сокращения ПС в основном можно достичь лишь за счет искажения норм ценообразования и/или формирования убытков для участников рынка.

«На сегодняшний день прослеживается тенденция к формальному решению проблемы ПС за счет замораживания предельных уровней тарифов на передачу, что, с одной стороны, полностью не соответствует методологии расчета тарифных ставок, а с другой, приводит к росту региональной напряженности и увеличивает риски взыскания МРСК с региональных бюджетов недоучтенных средств, что в условиях бюджетного дефицита на фоне коронавируса выглядит весьма тревожно»,— заключает эксперт.

Перспективы

ФАС России предлагает ввести в тарифообразование метод эталонов, который апробирован в 2020 году в сфере водоснабжения и канализации. Он заключается в установлении единых тарифов для энергокомпаний по среднему обоснованному уровню расходов для определенной крупной территории.

«В этом случае тарифы, выходящие за рамки средних, будут считаться избыточно завышенными и подлежащими нормативному уменьшению. Пилотные проекты предполагается запустить с 1 июля 2021 года. В частности, планируется запуск энергозоны "Курганская область — Тюменская область, ХМАО, ЯНАО". Это, по расчетам ФАС, позволит снизить тарифы в целом в рамках указанного региона (а конкретно — снизить тариф на 34% в Курганской области при незначительном росте на остальных территориях). В перспективе ожидается формирование, таким образом, единого тарифного пространства в рамках федеральных округов»,— резюмирует господин Гойхман.

Наталья Каравайникова

Вся лента