В российском прокате появился фильм «Человек, который продал свою кожу». Картина рассказывает о мужчине, который стал музейным экспонатом — на его спине набили татуировку и продали ее на аукционе. Сюжет фильма основан на реальной истории. Одну из ролей исполнила Моника Белуччи. Подробности расскажет Иван Якунин.
Фото: Bac Films
Фото: Bac Films
Сэм Али — молодой беженец из Сирии. Гражданская война в стране разлучила его с девушкой. Абира вышла замуж за богатого европейца, и переехала с ним в Брюссель, а главный герой бежал в Ливан. Но расставаться с возлюбленной Сэм не готов, поэтому ищет возможность переехать в Европу. На вечеринке он случайно знакомится с одиозным художником Джефри Годфруа, который считается самым дорогим из ныне живущих. Чуть ли не любая вещь, подписанная его именем, продается за миллионы долларов. Джефри предлагает Сэму стать его новым экспонатом — он обещает набить на его спине татуировку в виде шенгенской визы. Герой соглашается, ведь никто не будет закрывать арт-объекту путь в Европу. Но скоро Сэм понимает, что вместе с продажей тела он теряет свободу.
Фильм «Человек, который продал свою кожу» основан на реальной истории. В 2006 году менеджер из Цюриха стал живым холстом для бельгийского художника Вима Дельвуа. Он сделал на спине Тима Штайнера татуировку, которую спустя два года продали на аукционе за €150 тыс. С тех пор тело мужчины буквально принадлежит немецкому коллекционеру. После смерти со спины Тима снимут кожу, и поместят в раму. А пока по условиям договора живой арт-объект должен участвовать в выставках минимум три раза в году. Сидеть по пять часов с прямой спиной непросто, говорит Тим. Иногда посетители трогают его, толкают и даже плюют. Но сам Тим называет себя лишь декорацией: «Я не художник. И это не перформанс. Я просто сижу на черном кубе. Моя история не имеет значения. В центре внимания моя спина и работа художника. Вим Дельвуа доказал, что в искусстве нужны противоречия. Сначала эта задумка кажется чушью, но потом ты понимаешь, что это единственное верное решение. Моя жизнь превратилась в противоречия. Я должен испытывать физическую боль и психологическое напряжение, чтобы оценить, насколько это прекрасно».
В фильме «Человек, который продал свою кожу» история получила новый контекст. Это не только сатира на современный арт-рынок, но и попытка привлечь внимание к кризису беженцев. Фильм попал в программу Венецианского кинофестиваля и в номинацию на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Это стало для многих критиков неожиданностью.
Ведь картину сложно назвать убедительной, говорит кинокритик Егор Беликов: «Это очень прямая работа, что довольно нетипично для Венецианского кинофестиваля. Там все же любят что-то посложнее, поострее. Нам пытаются показать, что сегодня даже человек — высшая ценность — может стать товаром.
И очевидно, что это зло поданная метафора на тему общества потребления, в которое превратилась, в том числе, и западная Европа, не понимающая, что делать с беженцами.
Но все становится понятно примерно в первые 20 минут».
Ленту «Человек, который продал свою кожу» неизбежно сравнивали со шведской картиной «Квадрат», причем не в пользу первой. Фильм Рубена Эстлунда называли провокативным, интеллектуальным и во многом, действительно, смешным. Тогда арт-рынок стал лишь декорацией для демонстрации проблем европейского общества. В то время, когда картину «Человек, который продал свою кожу» называют прямолинейной, наивной и в чем-то коньюнктурной.