«Американские регуляторы заинтересованы в том, чтобы было много бизнеса»

Виктор Ремша, основатель и владелец группы «Финам»

Как найти свою нишу на фондовом рынке США и в других странах, “Ъ” рассказал основатель и владелец группы «Финам» Виктор Ремша.

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ

— Российские брокеры почти не представлены на фондовом рынке США. Но у вас есть Score Priority Corp., а с октября 2020 года — Lime, специализирующийся на обслуживании алготрейдеров. Почему?

— Раньше, как и многие наши коллеги, мы открывали брокера в иностранной юрисдикции для продолжения российского бизнеса. То есть развивали бизнес, который тесно связан с российскими клиентами, заинтересованными в инвестициях в США. В этот раз мне хотелось начать что-нибудь фактически с нуля и делать то, что исходно направлено на всех клиентов — российских, американских, азиатских и так далее. Вектор развития понятен: больше возможностей, больше рынков, больше инструментов. Но, как и любой новый бизнес, проект стартует не очень просто. Многие задачи решены, сейчас находимся на важном этапе формирования костяка команды.

— Но зачем понадобился второй брокер?

— Score Priority Corp.— компания с лицензией и небольшим по американским меркам числом розничных клиентов. Lime работает с институциональными клиентами. Он специализируется на высокочастотной торговле, за счет чего делает около 1% оборота всего американского фондового рынка. Первого брокера мы купили несколько лет назад. Это был совсем небольшой бизнес, всего несколько клиентов. Для меня он стал маленькой песочницей, в которой мы проводим изыскания, эксперименты. Последнее приобретение — это расширение линейки, в дальнейшем планируем перевести его на поле ритейла.

Мир меняется, и финансовый рынок становится более демократичным. Все последние тенденции, будь то Reddit, создание более свободных форм выхода на рынок (SPAC), активное развитие криптовалют, говорят о том, что крупные участники, брокеры и банки, играют все меньшую роль. Розничные инвесторы начинают играть большую роль. Присоединяя Lime, мы открываем дорогу для быстрой торговли для розничных клиентов.

Мы исходно использовали и продолжаем развивать доступ к различным пулам ликвидности, другим рынкам, классам продуктов, разрабатываем новые маршруты для торговли. Фондовый рынок — это не только фьючерсы и опционы с энным количеством составляющих, но и альтернативные продукты. Мы стали акционером LendingClub, где уже появляются секьюритизированные продукты по участию в капиталах непубличных компаний. Инвестировали в LendingRobot, которая создает широкий спектр решений в сфере альтернативных инвестиций, которые будут доступны и для квалифицированных инвесторов в России.

— Простыми решениями для инвесторов занимаетесь?

— Мы даем и простые формы для инвестирования — однокнопочные или коробочные сервисы. Сейчас ведем работу над уникальными продуктами, связанными с изучением и диагностикой инвестиций человека и выработкой правильного маршрута. Есть категория людей, которые не готовы до конца принимать самостоятельные решения. Для них нужен правильный пошаговый маршрут, который ведет к успешным инвестициям.

При этом мы рассчитываем на постепенный рост понимания качества инвестиций и инструментов. Наш подход: нельзя оставлять клиента один на один с рынком, но мы должны помогать ему становиться более самостоятельным, умным инвестором. Чем хорош фондовый рынок — там никогда не заканчиваются инновации. Мне хотелось бы создать диверсифицированный спектр инструментов, чтобы удовлетворить все потребности людей, которые хотят больше, чем просто покупать акции и облигации.

— И вы хотите разработать некие альтернативные продукты и предложить уже розничным инвесторам?

— На сегодняшний момент стирается грань между институциональными клиентами и розничными. Те возможности, которые доступны традиционно институциональным клиентам, сейчас могут стать доступны и розничным, в частности участие в капитале непубличных компаний, например, через SPAC.

Рынок доступа к сделкам с состоявшимися компаниями активно развивается, появляются площадки, которые интегрируют розничных инвесторов в пул ликвидности, такие как Carta и Zimbato, к ним мы сейчас подключаемся. Розничные инвесторы сейчас объединяются в группы, и мы с ними работаем. Зачастую «обычные» инвесторы переходят в статус профессиональных asset-менеджеров. И уже не дяди в галстуках принимают решения, куда инвестировать, а сами люди.

— Когда ваши компании начнут работать с розничными инвесторами?

— Ограниченному кругу клиентов услуги уже предлагаются в пилотном проекте, массово стартуем к началу осени.

— Эти услуги будут рассчитаны только на американских инвесторов?

— Для клиентов из любых юрисдикций, в том числе и из России, Азии, Китая.

— Российские брокеры указывают на то, что в США тяжело работать с розничными клиентами из-за серьезной регуляторной нагрузки, как вы справляетесь?

— Эти страхи преувеличены. Американские регуляторы заинтересованы, чтобы было много бизнеса и он был разным. Это полностью бьется с нашей концепцией. Мы также заинтересованы, чтобы наши клиенты жили с нами вечно и не попадали в неприятные ситуации. Безусловно, без риска ничего не бывает, и американский регулятор это прекрасно понимает. На сегодняшний момент особых проблем нет.

— Ваш американский бизнес как-то связан с российским?

— Конечно, он связан с теми бизнесами, которые есть у нас и в России, и в Европе, и частично в Китае. Задача сделать создаваемые возможности и инструменты доступными на всех рынках. В США сейчас работает не очень большая команда, но она растет, формируется ядро для развития бизнеса. Конечно, она учитывает и российские разработки, здесь у нас сильная база. Зачастую нерационально дублировать решения, идет активный обмен идеями и технологиями. Есть амбициозные планы по White label — продаже наших возможностей другой компании без упоминания нашего имени.

На американском рынке существуют очень крупные компании. За счет последних объединений их осталось меньше десятка, и существует огромная пропасть между гигантами и небольшими брокерами, которые совершенно не готовы развиваться в технологическом плане. В этом мы видим нашу нишу. Мы идем от профессионального к полупрофессиональному подходу к трейдингу, а затем и в сторону ритейла.

— У вас разработано мобильное приложение?

— Безусловно, от этого никуда не деться. Сейчас оно предназначено в основном для торговли, но мы сделаем из него инвестиционный суперапп — это будет и доверительное управление, и адвайзинг, и банкинг. Мы с партнерами уже стали акционерами небольшого американского банка, имя не хочу сейчас называть, на базе которого будем предлагать банковские услуги.

— Сколько человек работает в американском брокере?

— Около пятидесяти.

— Вы планируете еще покупки компаний?

— Не обязательно покупать, можно быть партнерами, особенно это касается разных проектов финтеха. В частности, мы сейчас в партнерстве работаем над запуском бета-версии магазина финансовых решений, где есть решения третьих сторон по аналитике, отслеживанию сигналов рынка. В США эта индустрия очень развита. Люди для принятия инвестиционного решения подписываются на разного рода аналитические продукты.

Интервью взяла Полина Смородская

Иноклиенты

Как российские брокерские компании осваивают зарубежных инвесторов

Читать далее

Вся лента