Комментарии возьмут под контроль

Какими будут последствия признания структур Алексея Навального экстремистскими

Старый хвалебный пост о Фонде борьбы с коррупцией (ликвидированный судом иноагент) может обернуться пятью годами тюрьмы. “Ъ FM” обсудил с юристами последствия недавнего решения Мосгорсуда. Согласно этому решению, ФБК и Фонд защиты прав граждан (Минюст считает иноагентом), а также движение штабы Навального признаны экстремистскими организациями. Их сотрудникам и активистам, если они продолжат противоправную деятельность, грозит лишение свободы. Более того, юристы опасаются, что в ближайшее время в России может начаться преследование обычных граждан, высказывавшихся на эту тему в соцсетях. Насколько реальна угроза? И что будет с пользователями интернета, которые хотя бы словом поддерживали ФБК? Расскажет Илья Сизов.

Фото: Родион Платонов, Коммерсантъ

На прошлой неделе Владимир Путин подписал закон, надолго запрещающий экстремистам и их сторонникам участвовать в выборах, даже муниципальных. Как говорят юристы, в первую очередь эта мера коснется бывших сотрудников и руководителей ФБК или штабов Навального. Но в теории пассивное избирательное право могут забрать у любого, кто с июня 2020 года выходил на несогласованные акции по призыву оппозиционера.

Вне закона могут оказаться даже те, кто поддерживает новоиспеченных экстремистов в соцсетях. 15 суток административного ареста грозит за публичную демонстрацию символики запрещенных организаций, например, размещение на своей странице их логотипов. Такое же наказание назначат за распространение, то есть репост антикоррупционных расследований. Правда, пока в официальном списке экстремистских материалов видеороликов ФБК нет, но это ненадолго, отмечает старший юрист юридической фирмы Digital Rights Center Владимир Ожерельев: «В список экстремистских материалов может попасть какой-то, например, отдельный баннер и так далее. Если материал не будет включен в список, то это не означает, что это не будет считаться нарушением. Суд будет разбираться уже по факту — либо по собственному усмотрению, либо с помощью экспертизы определять, относится это к экстремистским материалам или нет».

И это еще не все: публичные призывы к экстремизму, в том числе через интернет, считаются уголовным преступлением и будут стоить человеку до пяти лет лишения свободы. Причем суд может счесть призывом даже простой комментарий с поддержкой ФБК, продолжает Владимир Ожерельев: «Это можно считать публичным призывом, будет какая-то экспертиза. Может выясниться, что общий контекст высказываний на их странице, других высказываний, которые размещены рядом, создают впечатление у зрителя, что деятельность экстремистской организации одобряется. Если лингвистическую экспертизу заказывают правоохранительные органы, у нее предсказуемый результат».

Как подчеркивают собеседники “Ъ FM”, технически все эти меры должны применяться только к публикациям, сделанным после признания организаций экстремистскими. Но силовики могут заинтересоваться постами и комментариями даже многолетней давности, если они до сих пор находятся в открытом доступе, предполагает партнер московской коллегии адвокатов «Аронов и партнеры» Павел Жигульский:

«Любые упоминания ФБК, даже старые, будут отслеживаться. Я бы, конечно, рекомендовал почистить все предыдущие истории, убрать упоминания, именно связанные с призывом к участию в акциях ФБК, либо с участием в самой организации, финансирования организации, и, соответственно, воздерживаться в том числе в каких-то пабликах от дискуссий на тему ФБК, потому что провокации имеют место».

Конечно, у ФБК, штабов Навального и Фонда защиты прав граждан еще есть месяц, чтобы обжаловать решение суда. Собеседники “Ъ FM” предполагают, что до этого времени громких процессов о поддержке экстремистов в соцсетях ждать не стоит. Но после риски значительно возрастут. И дело даже не в политике, а в палочной системе, полагает руководитель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе: «У меня, как у адвоката, такие опасения есть. Государство и в первую очередь надзорный орган должны сказать свое веское слово, в том числе и оперативным сотрудникам, которые озабоченность руководства какими-то событиями трактуют по-своему, как способ отличиться по службе: раскрыли, задержали, привлекли. Вот это все чаще и чаще бывает».

Впрочем, вряд ли такое преследование станет массовым. По мнению юристов, подобные дела скорее станут возбуждать по запросам депутатов и публичных системных политиков. Но в таких случаях даже лайк под неугодным постом может быть использован против гражданина.

Закон избирательного бездействия

Каких экстремистов и террористов не пустят на осенние выборы

Читать далее

Вся лента