Непроходной балл

Почти треть сибирских вузов снизила эффективность работы по ряду показателей

Более трети сибирских вузов в 2020 году снизили показатели по международной деятельности, по зарплатам и по количеству преподавателей с кандидатской и докторской степенями, следует из данных мониторинга эффективности работы вузов Минобрнауки РФ. Выше общероссийских по всем показателям смогли продемонстрировать результаты лишь семь вузов в Сибири. Эксперты считают, что на ситуацию значительно повлияли связанные с распространением коронавируса ограничения, впрочем, и после пандемии фундаментальные проблемы учебных заведений вряд ли исчезнут.

Только семь вузов в Сибири продемонстрировали результаты работы за 2020 год выше общероссийских по всем показателям мониторинга Мин­обрнауки

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Министерство науки и высшего образования РФ оценило эффективность работы вузов за 2020 год по шести показателям. Среди них — образовательная, научно-исследовательская и международная деятельность (численность иностранных студентов), зарплата профессорско-преподавательского состава, финансово-экономическая деятельность и дополнительный показатель — численность сотрудников, имеющих ученые степени кандидата или доктора наук, в расчете на 100 студентов.

По результатам мониторинга в 18 из 60 вузов (за исключением филиалов) в Сибирском федеральном округе более половины этих показателей оказались ниже медианных значений по РФ. Так, не превышены среднефедеральные значения по пяти показателям в шести вузах: Тувинском госуниверситете, Сибирском институте бизнеса, управления и психологии, Сибирском юридическом университете, Сибирском госуниверситете телекоммуникаций и информатики, Сибирском госуниверситете водного транспорта, а также в Новосибирском институте экономики, психологии и права, где по всем шести показателям значения ниже медианных по РФ. Семь вузов в Сибири продемонстрировали результаты работы выше общероссийских по всем шести показателям: Алтайский и Кемеровский госуниверситеты, Национальный исследовательский Томский госуниверситет, Новосибирский национальный исследовательский госуниверситет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирский государственный технический университет.

По данным мониторинга, в 22 вузах зафиксировано снижение по сравнению с 2019 годом показателя по количеству преподавателей с кандидатской и докторской степенями, наибольшее — в Новосибирском институте экономики, психологии и права (–35,2%). Сокращение международной деятельности так же зафиксировано в 22 вузах.

Почти в трети (19) вузов Минобрнауки отметило снижение зарплат преподавателей.

В 29 вузах Сибири выплачивают зарплату, превышающую средние показатели по стране, еще в 12 платят ниже среднего по стране. Самый большой разрыв между заработной платой в вузе и медианным значением по РФ наблюдается в Кузбасской православной духовной семинарии, где этот показатель в семь раз меньше среднефедеральных значений.

Снижение научно-исследовательской деятельности (объем НИОКР) наблюдается в 19 учебных заведениях, уменьшение показателей образовательной деятельности (средний балл ЕГЭ студентов, принятых на очное обучение) — в 14 вузах. Сокращение финансово-экономической деятельности (доходы образовательной организации) зафиксировано в 10 вузах. Наибольшее снижение этого показателя к 2019 году среди сибирских вузов отмечено в Кемеровском госинституте культуры (–27%), Сибирском федеральном университете (–20,9%), Новосибирском государственном театральном институте (–20,3%), следует из данных мониторинга.

Председатель «Альянса учителей» Даниил Кен считает, что на снижение большинства показателей сибирских вузов повлияла в том числе и пандемия коронавируса.

Из-за перевода студентов на дистанционное обучение упала нагрузка на преподавателей, что и вызвало уменьшение зарплат, полагает он.

Снижение научной деятельности может быть связано с сокращением числа мероприятий — стало меньше очных защит диссертаций, многие были перенесены на другой год. То же касается семинаров, конференций и пр. — их тоже отменяли из-за коронавирусных ограничений, отмечает эксперт. «Коронавирус обострил и усугубил те проблемы, которые уже были — недофинансирование, низкие зарплаты и т.д. Это может привести к снижению качества образования, кадровому голоду и миграции — из регионов в столицу, из столицы за границу. Когда пандемия пройдет, возможно, ситуация со временем улучшится, но фундаментальные негативные тенденции никуда не денутся»,— считает он.

Тенденция сокращения количества преподавателей как в Сибири, так и в России наблюдается с 2015 года, говорит Даниил Кен: «Перераспределяют учебные дисциплины между оставшимися сотрудниками. Основная причина этого — экономия. Также меньше в России защищается научных работ. В 2015–2016 годах у нас защищалось около 19 тыс. диссертаций в год по России, сейчас эта цифра вдвое сократилась. У молодых специалистов стало меньше стимулов защищаться — непонятно, когда и как эти достижения конвертируются в зарплату».

Преподаватель Государственного гуманитарно-технологического университета (Московская область) Александр Букин полагает, что мониторинг нацелен на выявление тенденций в вузах для принятия решений о финансировании: «Принятие таких решений основывается на множестве показателей эффективности, а в мониторинге Минобрнауки РФ они уже собраны и проанализированы». Эксперт отмечает, что в первую очередь это удобно представителям власти, в то время как в профессиональном сообществе «это может рождать нездоровую конкуренцию».

Юлия Сасевич, Даниил Тарабукин

Вся лента