ЯрмаркAeterna

«Летняя выставка» в петербургском Доме радио

В петербургском Доме радио открылось выставочное пространство. Визуальные искусства решил приютить в здании, ставшем в 2019 году резиденцией musicAeterna, Теодор Курентзис. Первым проектом куратор этого направления в междисциплинарном культурно-образовательном центре «Дом радио» Дмитрий Озерков решил сделать «Летнюю выставку» — вольное сочинение на тему современного искусства в его коммерчески-гламурном развороте. По бывшему некогда режимным объектом дому ходила Кира Долинина.

Сосискообразные изваяния Эрвина Вурма кураторам «Летней выставки» особенно приглянулись

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Выглядит это так: войдя с Малой Садовой улицы в Дом радио, вы можете посмотреть первую выставку нового визуального проекта компании musicAeterna. Поскольку экспозиция распространяется по всем этажам Дома радио и требует плутания по его черным лестницам и странным коридорам, то осмотреть ее можно только в сопровождении специально обученного сотрудника (экскурсии начинаются каждый «круглый» час, выставка открыта до 20 июня). Общая идея проста: сделать «Летнюю выставку», то есть экспозицию с явной отсылкой к традиции Летней выставке Королевской Академии искусств, которая проходит в Лондоне каждый год начиная с 1769-го. К этой же традиции относится условие, что большинство вещей с этой выставки можно приобрести (не на самой экспозиции, но рядом с каждым произведением есть указание о владельце, и большинство из них — галереи и фонды, продающие современное искусство).

Среди предоставивших на выставку работы из своих собраний московские, петербургские и несколько западноевропейских галеристов: Artwin gallery, Anna Nova gallery, Iragui gallery, Marina Gisich gallery, Myth gallery, Ovcharenko Art, Pop/off/art gallery и Syntax gallery. Произведения объединяет то, что большинство из них появлялись на стендах художественной ярмарки viennacontemporary, которая стала партнером Дома радио. Впрочем, принял участие в выставке и московский ГМИИ, показывающий здесь (на небольших экранах) «Мучеников» Билла Виолы. Второй важный партнер этого проекта — Aksenov Family Foundation. Такое обилие партнеров первого и второго ранга может запутать кого угодно, но куратор визуальной программы musicAeterna, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков уверяет, что в этом наборе имен галеристов и художников есть смысл.

Скажу сразу: найти смысл в представленной подборке произведений современного искусства удается не всем. От Ильи Кабакова до Мэта Коллишоу, от Эрика Булатова до Билла Виолы, от Сергея Браткова до Пипилотти Рист. От работ 1970-х до сделанных буквально в последние месяцы. Классики видеоарта и московского концептуализма тут рядом с наигламурнейшей Полиной Канис и бывшей в 1990-х восходящей звездой московской сцены, но ушедшей все больше в себя Ольгой Чернышевой. Ингредиентов как в рождественском кексе, но в отличие от кулинарного шедевра составляющие выставку в Доме радио вещи смешиваться в единое блюдо не хотят ни за что. Блуждая по этажам Дома радио, выискивая темные комнаты с видео, зависая рядом с хрестоматийными вещами Кабакова или Булатова, так и не осознав причину столь навязчивой любви кураторов к ботинко- или сосисочнообразным объектам австрийского художника Эрвина Вурма, внимательный зритель увидит единство стиля и вкуса совсем не там, где предполагалось: не на выставке, а в удивительных интерьерах неоклассического здания бывшего Благородного собрания, спроектированного братьями Косяковыми (1912–1914). Вот что точно стоит посмотреть.

И ведь не назовешь выставку плохой — вещи по преимуществу отличные. Она просто и не выставка как бы. Это скорее первый залп, нужный для того, чтобы заявить о потенциале нового пространства для визуальных искусств. Их в Петербурге немало, но все равно вроде как не хватает. Судя по этому шагу, Дом радио предполагает выставлять искусство признанное, дорогое и в большинстве своем «красивое». То есть в модном месте, каким, естественно, стал после вселения в здание команды Курентзиса этот особняк, будет модное современное искусство. Совпадение времени открытия этих залов с Петербургским экономическим форумом и обилие дорогих костюмов на вернисаже только подтверждают эти выводы. Побороть в гламуре питерский Манеж вряд ли удастся (королевство маловато, развернуться негде), но тип отношения к современному искусству как к тихой гавани тихих намерений тот же. Остается вариант, что первый блин просто вышел комом. Ждем второго.

Вся лента