«Данные “Платона” открывают огромные возможности для стратегического прогнозирования»

Генеральный директор РТИТС Антон Замков — в интервью “Ъ FM”

Каковы главные направления цифровой трансформации транспорта? Как это будет работать и как изменит логистику в России? И какова в этом направлении роль «Платона»? Эти вопросы экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов обсудил с генеральным директором компании-оператора госсистемы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), директором ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Антоном Замковым в рамках ПМЭФ.

Фото: Пресс-служба РТИТС

Фото: Пресс-служба РТИТС

— Что происходит в сфере цифровой трансформации транспорта? Как меняется вся система перевозок?

— Есть отрасли экономики, которые наиболее готовы к цифровой трансформации, то есть являются гибкими, современными, где в качественных изменениях заинтересованы все участники. И транспорт — одна из наиболее прогрессивных отраслей, на мой взгляд, она готова к проведению масштабной трансформации под запросы современного рынка, что очень явно стало заметно в период пандемии коронавируса. Разработка новой стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли, разрабатываемой Минтрансом России, опирается — и это очень правильно — именно на запросы бизнеса, компаний-лидеров. В настоящий момент программа кристаллизовалась в шесть стратегических инициатив, и она касается тех вещей, которые нам необходимо сделать в первую очередь для дальнейшего развития, в частности, бесшовной грузовой логистики, «прозрачности» и цифровой прослеживаемости.

Безусловно, одна из важнейших вещей — это внедрение электронного документооборота на транспорте, это так называемая проблема бумажных документов при грузоперевозках, электронных товарно-транспортных накладных, путевых листов, медицинского осмотра. Сейчас это административные процедуры, требующие большого количества бумаги, огромных трудозатрат людей, которые задействованы в этом процессе. К примеру, только в автотранспорте за прошедший год было сгенерировано 3 млрд бумажных перевозочных документов. А этот документ надо распечатать в нескольких экземплярах, перевозчик предъявляет их сотрудникам ГИБДД, Ространснадзора, сдает в налоговую службу. И это мы говорим про автотранспорт, по другим видам транспорта цифра будет ещё более колоссальная.

Как только будет внедрен электронный документооборот (ЭДО), эта проблема исчезнет сама по себе. К счастью, в этом направлении уже очень многое сделано. И мы очень надеемся, что с 1 января следующего года — это будет добровольная функция — перевозчики уже будут иметь право переходить на электронный вид взаимодействия. То есть едет человек по трассе, его останавливает сотрудник ГИБДД, он им может предъявить электронную товарно-транспортную накладную, фактически QR-код. И тот сможет его считать, быстро проверить. Это огромный шаг вперед. В таком масштабе никто еще в мире этого не делал.

— Насколько я знаю, глобальный фрахт тестировали на базе блокчейна, потому что там можно информацией обмениваться, заключать определенные контракты.

— Вы говорите о смарт-контрактах? Да, конечно, там без блокчейна не обойдешься. На ЭДО попроще. Тут достаточно цифровой подписи, которая будет у изготовителя документа, у потребителя и у налоговой, а также цифровой платформы для взаимодействия с государством. Дальнейшее развитие этой функции — это смарт-контракты, которые уже можно заключать при наличии электронных документов. Конечно, здесь будет использована реестровая модель, которая позволяет разные форматы документов приводить к единым. То есть перевозчик будет заполнять определенные поля, которые будут сами трансформироваться в нужные, допустим, для налоговой или для ГИБДД документы. Это такая, наверное, первая глобальная победа.

Есть очень интересная, связанная с пассажирами стратегическая инициатива - зелёный коридор пассажира, в частности, предполагающая массовое использование биометрии. Говоря простым языком, что получит потребитель? Без предъявления паспорта, посадочного талона, войдя в аэропорт, можно будет пройти на борт воздушного судна. Ваше лицо становится вашим пропуском везде. Это очень интересная тема, которая во всем мире вовсю применяется. И то же самое будет касаться железнодорожного транспорта и вообще всех видов общественного транспорта. Это инициатива, тоже очень интересна, на мой взгляд, она имеет очень хорошие перспективы.

Конечно, нельзя забывать о таких направлениях, как кибербезопасность, потому что даже то, что я сейчас перечислил, — это огромный, защищаемый определенным способом сегмент данных. Эта инициатива направленна на глобальное управление данными, обеспечением безопасности этих данных, то есть фактически на создание банка корпоративных данных, государственных систем, биометрических данных и так далее. К примеру, когда человек приезжает, заселяется в гостиницу, он там ест, расплачивается картой. Проследить его путь от въезда в страну, где он оплатил такси картой, потом заплатил за номер в гостинице, потом где-то покушал, возможно. Также и в грузовых перевозках. Поэтому это уже все есть, надо только систематизировать и привести единому знаменателю, интеграции и цифровому обмену. И очень важно сейчас свести воедино все государственные системы.

— Как «Платон», да?

— Да, на грузовом автотранспорте «Платон» — это первая и, наверное, самая значимая государственная информационная система. Петабайты данных о маршрутах, об интенсивности движения, о притягательности определенного вида дороги в ночное, дневное время, регионы, транзитные коридоры, статистика в разрезе видов деятельности перевозчиков — это все есть уже сейчас в «Платоне». И что вдвойне важно, это юридически значимые данные. У нас в системе 650 тысяч перевозчиков - владельцев полутора миллионов фур, а это весь рынок грузовой автологистики.

И в пандемию оказалось очень интересным применение системы — «индекс Платона». Перед нами поставили задачу отслеживать и сравнивать с соответствующими доковидными значениями на ежедневной основе экономическую активность, пробеги перевозчиков в определенных секторах, например, в ритейле. И одним из источников данных, которые использовало Минэкономразвития, анализируя состояния экономики во время пандемии, был «индекс Платона», который сейчас очень активно применяется. И мы очень надеемся, что эта функциональность наша в дальнейшем будет развиваться. И мы видим возможности, в настоящий момент мы уже ведем проекты по подключению к нам крупных логистических операторов, которые хотят работать точечно с клиентом, при этом сами перевозчики дают на это согласие. А где эти клиенты? Они в «Платоне» все находятся.

— А есть уже какая-то карта интенсивности движения?

— Она всегда была. Мы называем это «тепловая карта логистики». Мы видим очень четко, когда и в каких регионах происходит определенная активность. Например, где-то идет большое строительство, и автомобили с принадлежностью к сектору строительства начинают массово увеличивать пробеги, мы эту картину очень хорошо видим. Это очень интересная статистика, поэтому мы надеемся, что эта работа будет продолжена в рамках одной из инициатив цифровой трансформации — системы управления отраслевыми данными. Потому что, по сути, на транспорте создан ряд систем с накопленным массивом данных, которые как и данные «Платона» за пять лет работы при определенной корреляции могут давать очень точные прогнозы и открывают огромные возможности не только для тактического, но и для стратегического прогнозирования для качественного развития логистики.

Мы знаем все об перевозках иностранных логистических компаний, которые осуществляются по России, включая транзитные и конечные. «Платон» — это сейчас самая большая система взимания платы в мире и по протяженности, и по количеству цифровой инфраструктуры на дорогах. Уже больше 100 государств в нашей системе представлено с разным количеством автомобилей. В России запрещены каботажные перевозки, когда автомобиль заехал, завез что-то и поехал по своим делам без соблюдения маршрута — такого не бывает. Контролирующие органы очень интересуются, а нет ли нарушений в этой области, и мы всегда с ними по этому поводу эффективно взаимодействуем. Я считаю, что за счет «Платона» обеспечивается очень серьезная дисциплина среди российских и иностранных перевозчиков.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...