Рога врозь

Из «Пермгорэлектротранса» могут выделить автобусную компанию

Пермский муниципальный перевозчик «Перм­горэлектротранс» может быть реорганизован в два предприятия. Первое, предположительно, останется муниципальным и продолжит заниматься обслуживанием трамвайных маршрутов. Второе будет приватизировано и сконцентрируется на рынке автобусных перевозок. Пермское УФАС считает, что такая реорганизация будет соответствовать актуальному законодательству, запрещающему МУПам заниматься автобусными перевозками. Перевозчики полагают, что реорганизация «Перм­горэлектротранса» не увеличит конкурентоспособность предприятия, но может оптимизировать убытки.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Как стало известно „Ъ-Прикамье“, в мэрии Перми начали обсуждать варианты реорганизации МУП «Перм­горэлектротранс».

В пресс-службе мэрии Перми это подтвердили, пояснив, что процесс связан с изменениями закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно новым нормам, унитарное предприятие может перевозить пассажиров трамваями, но не автобусами. Сейчас муниципальное предприятие занимается пассажирскими перевозками как автомобильным, так и электрическим транспортом.

По данным городской администрации, рассматривается несколько вариантов реорганизации. «Это может быть организация, которой по-прежнему будут осуществляться и трамвайные, и автобусные перевозки. Или, в случае участия в какой-либо из федеральных программ модернизации общественного транспорта (с использованием механизмов ГЧП, концессии и так далее), будет целесообразнее выделить трамвайное предприятие в отдельную структуру»,— сообщили в пресс-службе мэрии. Решение о реорганизации необходимо принять до 2025 года.

По данным „Ъ-Прикамье“, в качестве основного рассматривается вариант, когда автобусные и трамвайные перевозки будут оформлены на два разных юрлица.

«Пермгорэлектротранс» начал заниматься автобусными перевозками с 2019 года. До этого предприятие занималось только электротранспортом — трамваями и троллейбусами. Сейчас МУП выполняет около 20% транспортной работы в Перми. По итогам 2020 года, выручка предприятия составила 1,413 млрд руб., чистая прибыль — 23,6 млн руб.

Руководитель Пермского управления ФАС Александр Плаксин сообщил „Ъ-Прикамье“, что антимонопольное ведомство устраивают все обсуждаемые варианты реорганизации «Пермгорэлектротранса».

«Действующее законодательство не требует реорганизовывать МУПы, занимающиеся перевозками в сфере городского электротранс­порта, они могут быть сохранены. Но на деятельность предприятий, которые параллельно занимаются автобусными перевозками, эта норма не распространяется. Следовательно, оба варианта отвечают требованиям закона и имеют право на существование. Думаю, мэрия выберет тот, который будет более экономически и управленчески целесообразным»,— пояснил руководитель управления.

Бывший директор «Перм­горэлектротранса», депутат Пермской думы Александр Филиппов отметил, что «трамвайные перевозки вряд ли могут существовать вне МУПа». «Скорее всего, вариант с реорганизацией МУПа в два предприятия связан именно с этим. Электрический транспорт останется в рамках муниципального предприятия. Учитывая внимание, которое город уделяет развитию этого вида транспорта, его стоит попытаться сохранить в муниципалитете. А часть компании, занимающаяся автобусными перевозками и работающая в конкурентной среде, может быть приватизирована»,— считает депутат.

Директор пермского филиала «Автомига» Игорь Сасунов полагает, что реорганизация «Пермгорэлектротранса» не приведет к росту конкурентоспособности предприятия.

«О какой конкуренции можно говорить, если теперь перевозчики работают на пятилетних контрактах? Сейчас конкуренция возникает только при проведении конкурсных процедур и исполнении контрактов. На одном маршруте не могут работать несколько перевозчиков. Любая реорганизация „Перм­горэлектротранса“ не приведет к повышению его конкурентоспособности. Скорее, это поможет оптимизировать убытки»,— поделился перевозчик.

Константин Кадочников

Вся лента