Большое плавание

Под парусом вдоль берегов Эллады

Море, солнце, яхта — мы мечтали об этом с прошлого года, с самого локдауна. Для превращения мечты в реальность летим в Грецию. Почему туда?

Яхта у пещер Ксилобатис на островке Пано Куфониси

Фото: Shutterstock Premier / Fotodom

Во-первых, туда можно. Греция пока единственная страна Шенгенского соглашения, готовая принимать российских туристов. Визы греки выдают. Если длинный шенген не кончился за время пандемии — тоже отлично.

Во-вторых, в Грецию есть прямые рейсы из Москвы — пока в основном в Афины, но для тех, кто планирует отдых на яхте, это удобно.

В-третьих, парусный туризм в Греции отлично развит. Есть марины (их около 40) и большой флот яхт для аренды.

А главное, сама природа словно создала эту страну для того, чтобы открывать ее с моря, остров за островом, бухта за бухтой. Древние греки хоть и были опытными моряками, но никогда не открыли бы Америку. Им обязательно нужно было видеть берег. И понять их можно: берега Греции живописны, да еще заманивают ароматами мусаки и цацики, рецины и сувлаки. Зачем далеко отходить от такого берега? Разве что ради того, чтобы к вечеру пришвартоваться у следующего острова, не менее прекрасного. А на яхте вы попадете в такие места, куда сухопутные туристы вряд ли доберутся: необитаемые острова, уединенные пляжи среди скал, рыбацкие деревни.

Маршруты

Оба маршрута начинаются в Афинах. Из аэропорта автобус идет прямо в марину Алимос в афинском районе Каламаки. Марина Алимос — настоящий яхтенный город с тысячами мачт, кафе, тематическими магазинами, охраной и техническими службами.

Еще один вариант — стартовать из порта Лаврион, от афинского аэропорта он в часе с небольшим езды на машине. Там тоже базируются яхты многих чартерных (сдающих суда в аренду) компаний.

Вариант первый, на две недели: Киклады


Афины—остров Кеа—остров Сирос—остров Миконос—остров Парос—остров Аморгос—остров Иос—остров Санторини—остров Фолегандрос—остров Сифнос—остров Серифос—остров Кифнос—Афины


Во время плавания на яхте

Фото: Shutterstock Premier / Fotodom

Красиво, но длинно. Островов интересных много, поэтому на такой круиз нужно как минимум две недели. И то если не задерживаться на стоянках дольше суток, максимум — двух.

Киклады — та самая открыточная Греция, как мы ее себе представляем. Белые дома с синими ставнями, круглые купола церквей, оливковые деревья, пурпурные бугенвиллеи, акварельное небо, синее море, старые мельницы, таверны, сонные толстые кошки, свежий хлеб, огромные шматы феты в греческом салате, молодое вино в кувшине… Множество симпатичных бухт, где можно встать на якорь и искупаться. Стоит один раз прыгнуть в прозрачную воду во время стоянки на якоре — и заходить в море с берега уже не захочется. А загорать на прогретой солнцем деревянной палубе приятнее, чем на самом чистом песочке.

Сушка осьминогов на острове Санторини

Фото: Alamy/ТАСС

И как же хороши здесь осьминоги! Чувствительным барышням и защитникам природы лучше не смотреть, как рыбаки в порту со всего размаха колошматят морское чудище о причал. А потом развешивают сушиться на солнце на веревочке, словно белье. Жалко головоногих. Но именно так получаются самые вкусные блюда в меню греческих таверн.

Вариант второй, на неделю: Саронический залив


Афины—остров Эгина—остров Идра (Гидра)—остров Порос—Эпидаврос—Афины


Храм Афайи на острове Эгина

Фото: Alamy/ТАСС

Маршрут хорош тем, что на него хватит недели или даже пяти дней. Идеально, чтобы попробовать, а мое ли это вообще. Из любой точки можно быстро вернуться в марину (в случае плохой погоды, например).

А стоянки при этом хороши. На Эгине — античный храм Афайя, яркая рыбацкая гавань Пердикос, рядом островок Мони, где живут павлины и олени. На Гидре — живописный старый город с сотнями церквей, тавернами и магазинами местных умельцев. В Эпидавросе, расположенном на полуострове Пелопоннес,— впечатляющий древний театр, один из важнейших археологических памятников Греции.

Яхта на стоянке в живописной бухте

Фото: Shutterstock Premier / Fotodom

Можно заходить в бухты и на необитаемые островки, чтобы искупаться днем или провести ночь на якоре вдали от города, когда вокруг только волны, а над вами — только звезды. И настоящий завтрак с видом на море — на яхте, а не на террасе прибрежного ресторана.

Как организовать отпуск под парусом

  • Взять яхту в аренду (чартер)

Традиционные кикладские дома на острове Санторини

Фото: Shutterstock Premier / Fotodom

Процесс очень похож на аренду машины за границей. Пишете напрямую в чартерную компанию или в российские агентства, занимающиеся организацией морских путешествий. Договариваетесь о цене и датах, выбираете лодку из нескольких вариантов. Чем раньше взялись за поиски, тем вариантов больше, а за раннее бронирование дадут скидку.

Если делить расходы на всю компанию, отдых на яхте выходит не дороже, чем в хорошем отеле на Халкидики. Чартерная компания попросит депозит на случай поломок (они, увы, случаются).

Размер судна, которое берут в чартер,— в среднем 35–50 футов (10–15 м). От двух до пяти кают, то есть разместить можно компанию из четырех-десяти человек. Есть и гигантские суперъяхты с экипажем, но сейчас речь не о них.

В островной архитектуре Киклад преобладают яркие, чистые цвета

Фото: Shutterstock Premier / Fotodom

Понятно, что новичку самостоятельно арендовать яхту не стоит. Нужны капитанские права. У вас их нет? Пора в яхтенную школу. Возможно, сертификат шкипера есть у друзей — яхтинг штука модная, за последние лет десять на капитанов отучились многие.

А если и это не ваш случай, что ж, готовьте дополнительно €100–150 в сутки. В чартерной компании вам найдут шкипера-профессионала. Он проведет с вами весь круиз, будет управлять яхтой, швартоваться, заниматься парусами и заправкой водой и топливом в маринах. Вам остается только отдыхать плюс помогать или учиться морскому делу по мере сил и желания.

  • Стать участником круиза (флотилии)

Виды деревни Ия известны многим благодаря многочисленным открыткам и фотографиям

Фото: Alamy/ТАСС

Вариант подходит для тех, кто путешествует в одиночку или вдвоем — для аренды отдельной яхты нужна компания побольше (и в смысле бюджета, и чтобы управляться с парусами, якорем, швартовыми). А в составе флотилии можно купить одну каюту, как номер в отеле.

Каюты обычно двухместные с одной большой «кроватью» от стены до стены или с двумя полками, как в купе. Каюты в носу яхты выглядят симпатичнее: просторнее кормовых, потолок повыше. Но есть подвох: на волнах именно нос яхты подкидывает сильнее всего.

В круизном варианте маршрут и даты путешествия от вас не зависят — приходится выбирать из предложений яхтенных школ и турфирм.

Обычно флотилия — это отдых с купанием, рыбалкой и экскурсиями по прибрежным городам и прочим достопримечательностям. Есть тематические круизы — с йогой, например, или ежедневными визитами на винодельни.

  • Отправиться на регату

Белоснежный переулок в старом городе на острове Миконос

Фото: Alamy/ТАСС

Самый серьезный подход, гарантированный адреналин и почти стопроцентно появление зависимости: потом все отпуска захочется проводить на парусных гонках.

Любительская регата не такая брутальная штука, как, например, одиночная парусная кругосветка Vendee Globe. И не такая экстремальная, как престижные гонки America`s Cup на суперскоростных лодках. Общее с этими «взрослыми» регатами — азарт борьбы, тактические игры, радость победы.

Хотя и среди любительских регат есть разные. И вполне серьезные турниры опытных яхтсменов (пусть в обычной жизни все они — бизнесмены, программисты, журналисты и архитекторы), и просто покатушки — когда все, кроме шкипера, штурвал и паруса видят первый раз в жизни. Греция — одно из самых популярных мест для российских любительских регат.

  • А если укачает?

В греческой таверне

Фото: Alamy/ТАСС

Укачивает почти всех. Но это не повод оставаться на берегу. Через пару дней вы, скорее всего, «прикачаетесь» и станет полегче. А может, во время греческого отпуска и вовсе волн и качки не будет.

Самое популярное лекарство от морской болезни — ром в небольших дозах. Или таблетки вроде драмины. Еще клеят пластыри от укачивания за ухо, надевают на запястье акупунктурные браслеты. Эффект от таких средств очень индивидуальный, надо пробовать.

Если укачало — не сидите в кают-компании, поднимайтесь на свежий воздух. Смотрите на горизонт — это успокоит вестибулярный аппарат.

Юлия Смирнова

Вся лента