Брендированный рост

Франчайзинг

Оборот российского рынка франчайзинга в 2020 году сократился на 27% и на начало 2021 года составил чуть более 2 трлн рублей. Несмотря на сложную обстановку, вызванную пандемией, к концу года количество купленных франшиз выросло на 5,1%, а объем предложения увеличился на 7%.

Юристы говорят, что понятие «франчайзинг» законодательно до сих пор не определено

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Положительную динамику обеспечили франшизы с небольшим объемом инвестиций из сферы общепита, медицинских офисов, аптек, курьерских служб и сервисов доставки. Одним из ключевых драйверов роста российского рынка франчайзинга, по оценкам экспертов, могут стать доступные банковские кредиты.

По данным исследования franshiza.ru, оборот российского рынка франчайзинга в 2020 году сократился на 27% и составил 2,04 трлн рублей. За время пандемии сети потеряли около 19% франчайзинговых точек. Но по итогам года рынок продемонстрировал положительную динамику за счет возвращения интереса инвесторов с сентября 2020 года. Так, количество купленных франшиз за год выросло на 5,1%, говорится в исследовании. Рост произошел за счет открытия проектов с небольшим объемом инвестиций — фастфуда, аптек, медицинских офисов, ремонтных мастерских и сервисов доставки.

Юрий Богомолов, основатель каталога франшиз Businessmens.ru, добавляет, что в пик пандемии на 80% упал спрос на франшизы фитнеса, 60% потеряли франшизы дорогих ресторанов. В целом интерес к франчайзингу в тот период, по его оценкам, снизился на 49%, но к осени ситуация стабилизировалась, а количество заявок стало расти.

Из-за закрытия ресторанов и магазинов количество занятых на франчайзинговых предприятиях, по данным исследования franshiza.ru, за минувший год сократилось примерно на 30%, до 971 тыс. человек. Открывались в основном бизнесы малых форматов с меньшим числом работников.

На сегодняшний день, по данным franshiza.ru, в России работает 2780 франшиз, что на 7% больше, чем в 2019 году. За минувший год о своем выходе на рынок заявили 430 новых проектов, а около 250 компаний полностью свернули свою франчайзинговую программу. Большинство ушедших игроков находятся в сегменте традиционной розницы и ресторанов.

По оценкам Евгения Добринина, коммерческого директора Garmin в России, крупных игроков на российском рынке франчайзинга не более 30, игроков поменьше — около 500. «Каждый месяц на рынок выходит приблизительно по 300 новых франшиз. Выживаемость, по субъективным замерам, составляет 3–5%. В результате остается от 9 до 15 компаний из этих 300. Это средний показатель за год»,— отмечает господин Добринин.

Доля российских компаний в структуре предложения франшиз, по подсчетам Виталия Цыганкова, генерального директора Forward, доходит до 80%, а зарубежные компании занимают около 20% рынка.

Согласно данным franshiza.ru, 48% франшиз, работающих в России, приходится на сферу услуг, 22% — на предприятия общественного питания, 17% — на непродовольственный ритейл, 9% — на продуктовую розницу и 4% — на сферу производства и строительства.

По оценкам Юрия Богомолова, самой популярной категорией франчайзинга был и остается общепит. «Количество заявок на покупку франшиз этого сегмента растет с каждым годом в среднем на 30%. Во время пандемии спрос на франшизы общепита снизился на 15%, но отдельные сферы чувствуют себя прекрасно,— рассказывает господин Богомолов.— Так, спрос на франшизы "кофе с собой" стабильно высокий: количество заявок в начале 2021 года выросло на 14%, на франшизы стрит-фуда — на 9%, доставки еды — на 11%».

Спрос на франшизы интернет-магазинов, по его словам, прибавляет в среднем по 20% в год. «В 2020 году количество заявок на покупку таких предложений выросло на 30%, а первый квартал нынешнего года показал предварительный рост в 15%»,— говорит эксперт.

Активно развивается рынок медицинских франшиз. Спрос на них в 2020 году из-за пандемии вырос почти на 80% по сравнению с 2019 годом, а в 2021-м уже наблюдается падение на 10%, отмечает господин Богомолов.

Господин Добринин обращает внимание на то, что появляются новые типы франшиз, о которых мы даже не могли подумать несколько лет назад. Например, магазины без продавцов. «Сейчас на рынке огромный дефицит качественных франшиз, инвестируя в которые, можно получать доходность, позволяющую масштабировать бизнес и открывать новые точки»,— констатирует господин Добринин.

Бюджетный спрос

В исследовании franshiza.ru говорится, что растет доля бюджетных франшиз. Так, в 2020 году доля предложений с объемом инвестиций до 1 млн рублей составила 31%, 1–3 млн рублей — 37%, 3–6 млн рублей — 19%, 6–10 млн рублей — 7%, более 10 млн рублей — 6% франшиз.

Согласно исследованию платформы Businessmens.ru, после начала пандемии франшизы до миллиона рублей стали получать в среднем на 10–15% больше заявок, чем дорогие. На данный момент самая популярная категория франшиз — с вложениями до 300 тыс. рублей, констатирует господин Богомолов.

По подсчетам franshiza.ru, в 2020 году средний чек российского рынка франшиз продолжил сокращаться четвертый год подряд. В прошлом году многие франшизы вводили усеченные форматы со сниженными инвестициями для увеличения количества продаж.

Кроме того, крупные участники рынка предлагали скидки на паушальный взнос и роялти. «В период самоизоляции и ограничительных мер мы обнуляли роялти и переносили оплату паушального взноса на 2021 год. При этом сам паушальный взнос был дифференцирован и для отдельных видов франчайзи уменьшился почти в десять раз»,— рассказывает Алексей Баулин, генеральный директор сети магазинов «Улыбка радуги».

Болезни роста

На фоне высокого интереса к франшизам со стороны начинающих предпринимателей рынок франчайзинга в России, по мнению Андрея Попова, директора по развитию франчайзинга «Сабвэй Россия», плохо урегулирован нормативными актами и действует в условиях несформированных правил делового оборота. «Это способствует появлению на рынке большого количества так называемых псевдофраншиз. Эти франшизы отличаются низкой ценой входа и простотой бизнес-модели, что привлекает к ним существенную долю потенциальных покупателей,— рассказывает Андрей Попов.— Покупатели таких франшиз быстро разочаровываются в своем выборе и формируют негативное отношение к франчайзингу вообще». Такая ситуация, по его словам, была характерна для большинства рынков, прошедших эту стадию: для США в восьмидесятые годы, для Европы в девяностые годы.

«Рынок франчайзинга в России я бы мог охарактеризовать как рынок с недобросовестной конкуренцией при отсутствии правовых и общественных инструментов противодействия негативной ситуации»,— подчеркивает господин Попов.

Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business, добавляет, что понятие «франчайзинг» законодательно до сих пор не определено. «В российском праве франчайзинг регламентируется договором коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ), который относится к частноправовым средствам обеспечения отношений по передаче и использованию комплекса исключительных прав,— рассказывает госпожа Гузь.— Нормы главы 54 не дают ответы на все вопросы, которые возникают в сфере франчайзинга. Законопроект о франчайзинге был отклонен в 2016 году, после этого на законодательном уровне никто не возвращался к этому вопросу, доработка проекта остановлена на неопределенный срок».

По мнению господина Баулина, договор коммерческой концессии довольно зарегламентирован. «Бизнес-реальность изменяется так быстро, что отдельные моменты отношений между партнерами приходится оформлять отдельными договорами. Так проще вносить необходимые изменения»,— поясняет господин Баулин.

К плюсам договора франчайзинга Владислав Елтовский, юрист практики интеллектуальной собственности CMS Russia, относит предоставленное законом право сторон ограничивать друг друга в определенных действиях. «К примеру, исключительность предоставления прав только конкретному франчайзи или запрет франчайзи осуществлять конкурирующую деятельность. Кроме того, правообладатель вправе законно контролировать цену товаров или услуг, которые предоставляются потребителям под брендом правообладателя со стороны франчайзи»,— отмечает господин Елтовский.

Срок заключения договора зависит от эксклюзивности прав по франшизе. «Стандартный договор заключается на три-пять лет, а эксклюзивная франшиза с требованиями по масштабированию может предусматривать договор и на двадцать лет»,— поясняет господин Добринин.

По мнению господина Попова, не редкость, когда к продаже предлагаются договоры сроком на один год. Нормальной международной практикой считается договор сроком от десяти лет (в «Сабвэе», например, на двадцать лет). Проблемой рынка, по словам господина Попова, является тот факт, что многие договоры носят кабальный характер.

Алексей Баулин, полагает, что основная сложность состоит в том, что франчайзи не всегда готовы четко соблюдать требования правообладателя, ссылаясь на необходимость определенных исключений из правил. «Кто-то считает, что у него особая локация и особый спрос. Некоторые франчайзи не всегда понимают разницу между собственной моделью развития бизнеса и готовой моделью, "взятой напрокат". Встречаются и перекосы в другую сторону — когда требования франчайзера слишком формальны, а порой и неосуществимы на данной территории или в масштабах текущего бизнеса франчайзи, но они вшиты в стандартный договор»,— рассказывает он.

Перспективы рынка

Несмотря на имеющиеся сложности, участники рынка сходятся во мнении, что франчайзинг — работающий инструмент масштабирования бизнеса для успешных проектов, а для начинающих предпринимателей — это возможность снизить инвестиционные риски и стать частью большой команды бренда, получив поддержку на всех этапах развития бизнеса.

«Если разработана правильная модель франшизы, то она может стать удачным способом масштабирования бизнеса. В таком случае темпы масштабирования будут ограничены только собственными менеджерскими ресурсами правообладателя. Если модель франшизы не проработана и неустойчива, то это может стать дополнительной головной болью для франчайзера»,— рассуждает господин Баулин.

По словам господина Богомолова, практика показывает, что в любой кризис потенциальные предприниматели отказываются от идеи начать собственный бизнес из-за повышенных рисков, но в то же время растет интерес к недорогим франшизам, потому что франчайзинг эти риски минимизирует. «Как ни странно, нестабильная экономическая ситуация в определенной степени является драйвером роста в случае франшиз»,— заключает эксперт.

Елена Баранова, руководитель направления международного маркетинга СДЭК, считает, что один из ключевых драйверов рынка франчайзинга сегодня — сегмент e-commerce, поэтому развиваться будут те бизнесы, которые так или иначе связаны с онлайн-торговлей.

По прогнозам Алексея Баулина, рынок будет расти, так как на Западе доля франчайзинговых компаний в сфере b2c значительно больше, чем на российском рынке. Драйвером роста, по его словам, может стать адекватная поддержка малого предпринимательства со стороны государства и финансовых структур. К примеру, снижение банковских ставок для франчайзи брендов, которые зарекомендовали себя на российском рынке.

Данил Соловьев, директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT Service, добавляет, что хорошим драйвером роста стало бы появление программы кредитования для франчайзи от банков под гарантии франчайзера. Появление таких банковских продуктов, по его оценкам, позволит франшизам развиваться, так как основная проблема — это нехватка финансовых ресурсов у франчайзи.

Андрей Семериков

Вся лента