Разработки, опережающие время

Проект

Входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха» ведущее предприятие двигателестроительной отрасли «ОДК-Климов», несмотря на пандемию, продолжает вести новые разработки, выводя перспективные проекты на принципиально новый уровень. По мнению экспертов, технологические компетенции позволяют компании создавать уникальные модели двигателей, востребованных как на российском, так и на зарубежном рынке.

«ОДК-Климов» имеет долю в 10% от мирового рынка вертолетных двигателей

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

На российском рынке «ОДК-Климов» является основным поставщиком двигателей для вертолетов и самолетов. В настоящее время общие производственные мощности компании позволяют выпускать 300 двигателей в год, в том числе 250 вертолетных. «Разумеется, какие-то комплектующие поставляются с других предприятий России, но конечная продукция в виде готового двигателя выходит именно с "ОДК-Климов"»,— говорит Денис Новиков, директор группы оценки бизнеса и активов КПМГ в России и СНГ. При этом компетенциями по созданию авиадвигателей, помимо России, обладают всего шесть стран. Государство, в свою очередь, поддерживает отрасль миллиардными инвестициями в разработку технологий. Кроме того, для обеспечения роста объема производства и реализации гражданской экспортно ориентированной продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, «ОДК-Климов» в ходе работы ПМЭФ-2021 заключает соглашение с опорным банком «Ростеха» Новикомбанком, который будет предоставлять льготное финансирование.

По мнению собеседников BG, к преимуществам «ОДК-Климов» можно отнести то, что предприятие было сравнительно недавно перенесено на новое место и сейчас располагается на современной высокотехнологичной производственной площадке, а также обладает сильным конструкторским бюро и высокими компетенциями. «Преимущества "ОДК-Климов" — в технологических разработках, которые позволяют создавать новые модели двигателей, востребованных на российском и мировом рынках»,— говорит Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

По оценке начальника аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, компания имеет долю в 10% от мирового рынка вертолетных двигателей объемом $2,6 млрд, или 2862 единицы.

Около половины вертолетного парка с двигателями марки «Климов» используется в сельском хозяйстве и нефтегазодобыче, в пожаротушении, трелевке леса, грузовых и пассажирских перевозках, аварийно-спасательных и медицинских работах, установке крупногабаритных конструкций, работе в условиях крайнего севера (Арктика), а также в перевозке VIP-персон. «Многие главы государств предпочитают именно российские вертолеты с двигателями "ОДК-Климов". Президент России также летает на российской технике»,— говорят в компании.

«ОДК-Климов» активно развивает сервисную базу, позволяющую осуществлять послепродажное сервисное обслуживание. Взаимодействию с российскими и иностранными заказчиками не помешала и пандемия. Так, в условиях ограничений сервисная служба предприятия выполняла свои обязательства удаленно по видеоконференцсвязи. Успехи в экспорте сервисных услуг помогли предприятию стать призером всероссийского конкурса «Экспортер года».

Востребованные разработки

В прошлом году АО «ОДК-Климов» выпустило 215 двигателей ВК-2500/ТВ3–117, серийное производство которых было организовано в 2015 году. Это самый массовый серийный вертолетный двигатель, который решил задачу импортозамещения двигателей зарубежного производства. Двигатели ВК-2500, в отличие от западных аналогов, могут летать в условиях высокогорья, при перепадах низких и высоких температур, в солевом тумане, песке.

В настоящее время запущен в серийное производство модернизированный двигатель ВК-2500ПС-03 для современного вертолета Ми-171А2. Его военная версия — двигатель ВК-2500П — в прошлом году успешно завершила государственные испытания в интересах Министерства обороны РФ. Этот двигатель предназначен для модернизированного вертолета Ми-28НМ. В конце прошлого года АО «ОДК-Климов» вплотную занялось ОКР по двигателю ВК-2500ПС-02 для модернизации вертолетов Ка-32. Предполагается, что благодаря этому двигателю будут расширены возможности при эксплуатации вертолета на работах с внешней подвеской.

Еще один современный вертолетный двигатель, который разрабатывается и серийно выпускается АО «ОДК-Климов» в широкой кооперации с другими предприятиями «Ростеха»,— ТВ7–117В. Главные преимущества силовой установки — новейшая система автоматического регулирования и контроля с полной ответственностью БАРК-6В, высокая мощность при низком удельном расходе топлива, возможность запуска и работы двигателя на больших высотах, высокие показатели надежности и безотказности, эксплуатация по техническому состоянию.

«Перспективы роста объемов производства вертолетных двигателей можно ожидать благоприятными, так как в ближайшее время потребуется замена изношенных двигателей и производство новых вертолетов, как для нужд ОПК, так и для гражданских и коммерческих эксплуатантов»,— замечает господин Новиков.

Передовые идеи

В настоящее время производитель ведет работы по созданию двигателя ВК-650В взлетной мощностью 650 л. с., предназначенного для эксплуатации в составе российских вертолетов легкого класса Ка-226Т, вертолетов Ансат-У, VRT-500 и зарубежных «одноклассников». «Прорабатываются вопросы по возможности сертификации двигателя ВК-650В с деталями, изготовленными с помощью метода 3D-печати»,— говорят в «ОДК-Климов».

«Модернизация и разработка новых двигателей — например, создание ВК-650В — говорит о готовности соответствовать высоким требованиям, в том числе имея возможность в перспективе нарастить экспортный потенциал»,— говорит Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».

Еще один двигатель, ВК-1600В, разрабатывается для вертолета Ка-62. В настоящее время ведутся работы по созданию двигателя-демонстратора для проведения стендовых испытаний. Запуск серийного производства данных двигателей ожидается в 2023 году.

Двигатели будущего

По мнению экспертов, будущее — за гибридными двигателями. «Кроме того, при создании двигателей должны использоваться инновационные материалы и аддитивные технологии, сокращен производственный цикл изделий, оптимизирована их конструкция»,— комментирует исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин. В части систем автоматического управления (САУ) будет применяться искусственный интеллект, который помогает при эксплуатации предсказывать развитие нештатных ситуаций и предупреждать их.

«В августе 2020 года в ОДК инициирован проект по созданию демонстратора гибридной силовой установки (ГСУ). Проект нацелен на получение компетенций в части создания элементов гибридной установки и последующей их интеграции в единую систему. Полученный опыт позволит в рамках ОКР создать линейку силовых установок под требуемые рынком платформы. По результатам научно-исследовательской работы по созданию демонстратора гибридной силовой установки предусмотрена потенциальная возможность совместной ОКР ГСУ для легких БЛА, в том числе вертолетного типа»,— говорят в АО «ОДК-Климов». Использование ГСУ позволит снизить расход топлива, увеличить ресурс и надежность силовой установки, повысить безопасность полетов.

И не только вертолеты

С точки зрения использования продукции «ОДК-Климов» в самолетостроении ключевым драйвером роста объема производства можно ожидать выход в серию самолетов Ил-112В и Ил-114–300, которые должны прийти на смену изношенного парка Ан-24 и Ан-26, а также направлены на развитие региональной авиации. Так, в «ОДК-Климов» планируется производство двигателей ТВ7–117СТ и ТВ7–117СТ-01 для Ил-112В и Ил-114–300 соответственно. В конце 2020 года на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском гражданские двигатели ТВ7–117СТ-01 впервые подняли в небо новый пассажирский региональный турбовинтовой самолет Ил-114–300. Президент РФ Владимир Путин назвал это событие большим достижением.

Кроме того, совсем недавно совершил свой второй полет легкий военно-транспортный самолет Ил-112В, создаваемый по заказу Минобороны России.

В числе продукции АО «ОДК-Климов» есть и самолетные турбореактивные двигатели для истребителей марки МиГ: МиГ-29, МиГ-29К, МиГ-35. На МиГ-29 устанавливаются двигатели РД-33, для МиГ-29К и МиГ-35 предназначены двигатели РД-33МК. АО «ОДК-Климов» является разработчиком данных двигателей, серийное производство осуществляется на другом предприятии ОДК — АО «ММП им. Чернышева».

Благодаря климовским моторам истребители приобретают высокие эксплуатационные характеристики и маневренность. Знаменитая пилотажная группа «Стрижи» выступает именно на самолетах МиГ-29 с двигателями РД-33.

Мария Кузнецова

Вся лента