В мае 75-летие отмечает пермский «Мостоотряд №123» — крупнейшая в Прикамье строительная организация, специализирующаяся на возведении мостов и путепроводов. О том, что предприятием было построено в регионе за это время, — в фотогалерее „Ъ-Прикамье“.
Пермский «Мостоотряд №123» ведет свою историю с 1946 года, когда Министерство путей сообщения учредило монтажно-строительный поезд №1/37 (Мостопоезд). Эта структура занималась укладкой железнодорожных путей и путепроводов в Ульяновской, Московской и Челябинской областях.
В 1961 году Мостопоезд стал строить новый мост через Каму в районе Перми. В то время у активно развивавшейся Перми не было основного моста через Каму (на фото — на место строительства Коммунального моста доставляются русловой пролет с рамно-подвесной системой, в «Мостоотряде» его поэтично называют «ласточкин хвост»).
Организация разбила на правом берегу Камы стройгородок и с тех пор уже не покидала Прикамье (на фото — строительная площадка Камского моста, 60-е годы ХХ века).
В процессе строительства моста был освоен новый способ устройства фундамента — с применением буронабивных столбов из свай-оболочек диаметром 1600 мм. Технология затем стала использоваться повсеместно (на фото — строительство буронабивной сваи Камского моста, 60-е годы ХХ века).
Сдача объекта протяженностью почти 1 км была приурочена к 50-летию Октябрьской революции, но мостостроители сдали объект раньше (на фото — завершение строительства моста через Каму).
В 2008–2010 годах была проведена масштабная реконструкция моста, включавшая полную замену ограждений, освещения, дорожного полотна и др.
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
В 1986 году мостостроители вели реконструкцию старейшего железнодорожного моста в Перми — через Каму, заменяя старые пролетные строения новыми.
Сложность строительства заключалась в течении Камы — уровень воды периодически поднимался. Это затрудняло подход к объекту плавательных опор с пролетами на монтаж, из-за чего движение на Трансибе перекрывалось больше чем на 1,5 суток. Строители вышли из сложной ситуации следующим образом: они подтапливали плавопоры, чтобы ускорить монтаж пролетов. Это позволило сократить время останова моста на 8 часов в сутки.
В 1988 году Мостопоезд получил свое современное название — «Мостоотряд №123» (на фото — водолаз «Мостоотряда»).
В этом же году «Мостоотряд» приступил к строительству нового моста — через Чусовую, протяженностью свыше 1,5 км. В объекте остро нуждались бурно развивавшиеся северные территории Прикамья (Чусовой, Березники).
Мост сооружался в сложнейших гидрогеологических условиях, глубина воды у опор составляла от 13 до 25 м, глубина буровых доходила до 40 м. Сильный ветер поднимал волны до 1,5 м в высоту. Мост был сдан через 6 лет после начала стройки.
В 1999 году организация приступила к возведению пока что самого крупного своего объекта — Красавинского моста через Каму. Его длина больше 1,7 км.
Первую очередь Красавинского моста «Мостоотряд» построил за рекордные три года и за такой же период — вторую очередь (на фото — строительство первой очереди).
Красавинский мост принес долгожданное облегчение центру Перми, который буквально задыхался от потока большегрузов, шедших через первый камский мост на левый берег города (на фото — завершение строительства пролетов первой очереди моста).
Организация также активно привлекалась к строительству внутригородских путепроводов, помогая избавлять город от автомобильных заторов. В 2004 году предприятие построило так называемую Среднюю дамбу.
Одним из крупных проектов стало строительство европейской дороги, соединившей Индустриальный (ул. Стахановская) и Мотовилихинский (м/р Ива) районы.
В 2007 году был введен в эксплуатацию мостовой переход через Данилиху в Перми, соединивший улицы Стахановскую и Чкалова. Пролетное строение впервые было выполнено «Мостоотрядом» из металла с монолитной железобетонной плитой проезжей части. В 2008 году был сдан мостовой переход на участке между улицами Чкалова и Старцева.
Помимо крупных мостов, «Мостоотряд» построил десятки более мелких, но важных сооружений. Только с 1977 по 2007 год организация построила в крае 151 сооружение, из них свыше 8,6 тыс. км автодорожных мостов и свыше 800 м железнодорожных (на фото — мост в Нытве).