Вопрос цены
Мнение аналитика
Руслан Долженко, директор Уральского института управления РАНХиГС
Что такое корпоративная социальная ответственность (КСО)? Это когда бизнес думает не только о деньгах, бизнес-показателях, но еще и о мире вокруг. Это направление можно коротко сформулировать как «Бизнес для общего будущего». Пандемия COVID-19 ярко показала, как уральский бизнес думает о будущем. Такими компаниями, как УГМК, РМК, ТМК, «Евраз», «Сима-ленд» были сделаны очень крупные вложения в сферу здравоохранения. Закупались аппараты искусственной вентиляции легких и машины скорой помощи, тысячи литров антисептика, линии по производству медицинских масок.
Все это происходило на фоне ухудшающейся экономической ситуации — упали объемы производств, где-то расторгались контракты. При этом бизнес обязан платить налоги и зарплату, чтобы быть на плаву. Все остальное в условиях пандемии можно было отложить на потом, когда все вернется на круги своя. Однако наши бизнесмены не стали экономить на КСО. И не для того, чтобы получить социальный успех, а потому что по-другому нельзя.
Проекты КСО имеют отсроченный эффект для бизнеса, причем не только косвенный, но и прямой. Многие наши уральские компании выставляют свои акции на биржах, а их цена определяется множеством факторов, в том числе и тем, какой вклад организация вносит в окружающий мир. Если бизнес вкладывается в КСО, то это часто увеличивает стоимость акции.
Для бизнеса самое важное — производительность труда. Она обеспечивает прирост эффективности производства и экономический результат. Любое вложение, которое приводит к повышению производительности, окупается. Нет смысла увеличивать зарплату, если это не привело к росту производительности труда. У КСО прямого воздействия на производительность труда, конечно, нет, но есть опосредованное вложение — прирост через имидж, социальный бренд. Некоторые сотрудники при устройстве в компанию смотрят новости о ней, анализируют данные, изучают сайт. Многие из тех, кто работает в компаниях, вкладывающих в КСО, гордятся этим фактом. Это не может не влиять на эффективность их работы.
Когда мы научимся считать производительность труда, в том числе опосредованно, тогда все начнут понимать, что вложение 1 тыс. руб. в КСО через пять лет привело к росту производительности труда на 5%. Это очень интересная тема для исследования, но насколько я знаю, никто ею не занимается.
К сожалению, многим работникам интересна только зарплата, гарантии занятости, в том числе потому они мыслят в категориях рыночной экономики и могут удовлетворить только базовые потребности.
Мы сейчас на скале рыночной экономики, а нам нужно перебираться на скалу социальной экономики. В ней экономические отношения реализуются ради улучшения окружающего мира, а не зарабатывания денег. Вложениями в окружающий мир мы можем перебросить лесенку через ущелье, их разделяющее, перебраться в светлое будущее.