«Очень лондонский проект»

Дмитрий Буткевич — о видеопроекции Мэта Коллишоу

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает об инсталляции «Эхолокация» в одном из подземных переходов столицы Великобритании.

Фото: matcollishaw.com

Мэт Коллишоу, которого называют «одним из главных художников движения YBA (Young British Artists), у нас в стране по-прежнему не очень известен. Хотя была прекрасная выставка в феврале 2018 в галерее Гари Татинцяна. Коллишоу однокурсник по колледжу Goldsmiths Дэмиена Херста, который считается как бы «знаменем» группы YBA. Помнится, на мой тогдашний вопрос, существовало ли какое-то внутреннее духовное родство у группы, Мэт чисто по-лондонски ответил: «Духовное нет, скорее, алкогольное. Мы каждый вечер встречались за кружкой и бокалом, делились своими чувствами и эмоциями. Наверное, это и повлияло на коллективное формирование нашего движения».

Должна была быть его огромная инсталляция на площади в Генте, в январе 2020-го, посвященная юбилею Яна Ван Эйка. Мне кажется, Коллишоу так ее и не закончил — пандемия! Сейчас он создал в одном из лондонских подземных переходов трехканальную видеопроекцию «Эхолокация». Как часто бывает у Мэта, он исследует связи прошлого и настоящего в видео и в звуке. Воссоздана атмосфера старинного городка Кингстон-апон-Темс, который раньше относился к графству Суррей, а теперь стал частью Большого Лондона. Фильм проецируется на экран шириной 11 метров. Музыка начинается с сольной партии виолончели и превращается в полномасштабный саундтрек с участием хора, струнных и ударных инструментов, а также писка летучих мышей.

Главная героиня шестиминутного фильма — «призрачная» летучая мышь — собственно, отсюда «эхолокация» — которая кружит под сводами вокруг такой же полупрозрачной постройки. Это здание — расположенная неподалеку Церковь всех святых, где короновали саксонских королей, в том числе Этельстана, вероятно, первого короля Англии. Сейчас территория, когда-то принадлежавшая церкви, занята магазинами, барами и велосипедными парковками. Коллишоу говорит, что его проект — нечто вроде «раскопок» и «попытка воскресить ауру этой некогда священной земли». Очень лондонский проект получился.

Вся лента